Премия Рунета-2020
Волгоград
+10°
Boom metrics
Общество19 апреля 2016 15:29

Бывший офицер из Фролово нашел призвание, создавая скульптуры

Николай Пахомов не заканчивал специальных училищ – талант у него от природы
Фото из личного архива героя публикации.

Фото из личного архива героя публикации.

Последние годы стало модным утверждение, что талант – это лишь 10 процентов успеха. Однако, если от природы не дано, получай хоть 10 «вышек», молись, спи на гвоздях – шедевра тебе не сотворить.

Николай Пахомов из Фролово нигде не учился и не тратил семейный бюджет на глупые руководства из разряда «Как из бомжа превратиться в главу мега-корпорации». Создавать прекрасные скульптуры ему помогает врожденный дар: художниками были его отец и дед.

БАЯН, ТЮРЬМА И «ГАЛАТЕЯ»

Николаю сейчас 45 лет, и 10 лет назад при одной мысли о художественном творчестве его прошибал холодный пот. Дело в том, что, как и всех талантливых ребят, его нещадно эксплуатировали половину сознательной жизни: в школе, когда все шли домой, Коля оставался и допоздна рисовал стенгазеты; в институте на спортфаке – та же песня, и даже в армии ему быстро нашли «художественное» применение. Такая творческая принудиловка здорово набила Николаю оскомину и на долгие годы отвратила от кистей, красок и глины. Но иногда жизнь напоминает нам о том, кто мы есть.

- Я работал в системе ФСИН, занимал офицерскую должность и не думал заниматься скульптурой, но в 2005 году скоропостижно умерли мои брат с отцом, и у меня в голове словно коллапс наступил. Чтобы хоть как-то отвлечься, я начал вспоминать, что умею, понемногу возвращаться к творчеству, - делится со мной Николай.

Николай может сотворить Афродиту, а может - настоящего дракона. Фото с сайта "Мастерская скульптора "Галатея".

Николай может сотворить Афродиту, а может - настоящего дракона. Фото с сайта "Мастерская скульптора "Галатея".

В разговоре выясняется, что скульптор-то по совместительству баянист. Правда, без баяна.

- Ой, окончил музыкальную школу, но не играю. После наших школ желание заниматься чем бы то ни было пропадает напрочь, - убежден мой собеседник. – Да и чему там учат? Вот у меня есть ученик, 7 лет занимался лепкой и что? Ничего не может. Я не верю нашему образованию.

Видя, что Николай уже погружается мыслями в сферы мрачные и дремучие, спешу сменить тему.

- А как давно вы открыли свою мастерскую?

- Да вот уже 11 лет. Начинали для себя – захотелось украсить дом, сад, - а потом и заказы пошли. Называется мастерская «Галатея»…

И Николай начинает рассказывать мне известную и бессмертную легенду о скульпторе, оживившем свое прекрасное творение.

ВДОХНОВЛЯЯСЬ САМ, ВДОХНОВИ СОСЕДА

- Знаете, зачем люди едут в Европу?

Я открываю рот, но Николай сам отвечает на свой вопрос:

- Полюбоваться архитектурой. Старинными городами, замками, площадями. Не просто пива попить. А в Волгограде где красивее всего?

Пока я решаю, открывать ли рот на этот раз, скульптор снова меня опережает:

- На Первой продольной, где здание ЦУМа… Красивее всего сталинский ампир.

Николай Пахомов вообще поклонник классики в искусстве. Древняя Греция, Рим, барокко – тоже его излюбленные стили. И заказчики предпочитают проверенные временем мотивы: атлантов, древних богов, русских князей. Но есть и оригиналы. Например, на базе отдыха «Причал» под Волгоградом можно увидеть и Вангу, и Ельцина, и Барака Обаму.

"Небесное воинство" заливали в форму 16 часов. Фото с сайта "Мастерская скульптора "Галатея".

"Небесное воинство" заливали в форму 16 часов. Фото с сайта "Мастерская скульптора "Галатея".

Дома у Пахомовых таких персонажей нет, все оформлено в монументальном замковом стиле. Приусадебный участок – просто мечта: среди кустарников и деревьев нежно журчит вода в фонтане, а неподалеку стыдливо прячется в ветвях сестра Венеры Милосской. Такая красота привлекает самых разных гостей. Двор Пахомовых даже включен в один из туристских маршрутов нашего региона. Сюда приходят на экскурсии школьники, студенты, туристы, а в спальне Николая и его супруги Галины снимают свадебное «утро невесты».

- Не досаждает вам такое внимание? – спрашиваю я. Мне бы на его месте давно захотелось выгнать к чертовой бабушке всех восторженных зевак.

- Ну что вы! Люди ведь с положительным настроем к нам приходят. У художника, как говорится, две зарплаты: первая деньгами, а вторая – восхищением зрителя. Люди уходят отсюда с блеском в глазах, это очень приятно видеть, - Николай от души улыбается. – Да и что за художник, который не выставляет свои работы напоказ?

Для вдохновения фроловскому скульптору много не нужно – достаточно видеть прекрасное вокруг себя. А претворяя вдохновение в жизнь, он и соседей поднимает на новый мировоззренческий уровень.

- Да, раньше просто картошку копали в огороде, а теперь думают: «Надо бы здесь искусственный прудик сделать», - смеется Николай. – У нас самая чистая улица в городе. Соседи видят, как у нас красиво, и волей-неволей приобщаются, тоже стараются облагородить свою территорию.

Это не удивительно. Когда рядом достойный пример, действительно хочется расти над собой и делать мир лучше.

АТЛАНТЫ В УДМУРТИИ И ГИГАНТСКАЯ ЧЕРЕПАХА

Отлить из бетона двухметровую скульптуру это вам не свистульки из глины лепить. Поэтому у Пахомовых к семейному бизнесу причастна вся семья. Заказы поступают из Волгоградской области, из соседних регионов и даже из Удмуртии и Тюмени. Работа кипит и порой приходится трудиться по 20 часов в сутки.

- Когда я устаю, Галина продолжает работу: замешивает гипс, доделывает нюансы, хотя она тоже не профессионал – по образованию медик. И детей привлекаем. Элементарно дверь подержать, пока мы что-то через нее проносим, подать, подержать… Однажды нам заказали скульптуру, так мы только заливали ее 16 часов, все вместе, - в голосе Николая слышится гордость.

В среднем на одно изделие – ростовую скульптуру – уходит месяца полтора. Две недели из глины лепят фигуру, затем с нее снимают одноразовую гипсовую форму, в которую заливают нужный состав. Неделю она «выстаивается», затем форму аккуратно разбивают, еще неделю устраняют заливочные швы и мелкие дефекты.

Супруга Галина всегда помогает Николаю. Фото из личного архива семьи Пахомовых.

Супруга Галина всегда помогает Николаю. Фото из личного архива семьи Пахомовых.

Такая непростая работа оплачивается неплохо, но сил и способностей требует уйму. Заказы, кстати, поступают не только от «богатеньких Буратин», но и от разных организаций. Так, для удмуртского ЗАГСа Пахомовы делали статуи атлантов, а в Краснодарский край уехали 9 героев Великой Отечественной войны.

- А бывали такие заказы, за которые вы не стали браться? – любопытствую я.

Николай красноречиво усмехается.

- Конечно. Знаете писателя Терри Пратчетта?

Пф, я ж библиофил! Конечно знаю.

- Так вот, - удовлетворившись ответом продолжает Николай, - у него там плоский мир: черепаха, на которой стоят слоны и так далее. И заказывают мне эту черепаху, диаметром пять метров. А сверху еще слоны. Я им говорю: «Вы представляете, сколько это будет весить? Кто такое повезет и на чем?». Двухметровая скульптура весит под тонну, ее с помощью крана поднимают. А пятиметровая черепаха! Она же монолитная будет, не пустая внутри… В общем, я отказался. Это просто нереально.

ВОСХИЩЕНИЕ, ОНО НЕМОЕ

Когда я спрашиваю, какой работой скульптор гордится больше всего, он не задумывается.

- Я постоянно в процессе. Любимого произведения нет. Художник ведь всегда идеализирует, стремится все выше и выше. Может, когда старенький стану, руки начнут дрожать, не смогу творить, тогда буду оглядываться и искать любимую работу, а сейчас нет.

Пока высшая награда для Николая Пахомова – восхищение зрителей.

- Не похвалы, нет, - загадочно улыбается он. – Восхищение, оно немое: человек изумленно замирает, у него перехватывает дыхание, он не может ничего произнести, но все видно по его глазам – вот это и есть подлинный восторг.