Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды29 апреля 2016 5:49

Аномический синдром

Кинообозреватель «КП» о фильмах IV Национального кинофестиваля дебютов «Движение»
«Город» - остросюжетный 8-серийный телероман, в котором он возвращается к стилистике ретро

«Город» - остросюжетный 8-серийный телероман, в котором он возвращается к стилистике ретро

Фото: кадр из фильма.

Жюри основного конкурса 4-го Национального фестиваля "Движение" возглавляет в этом году драматург, режиссер, продюсер, лидер отрасли, человек-оркестр Валерий Тодоровский. Он автор стильных европейских фильмов, тонко чувствующий актеров и материю времени, великолепно умеющий с ними работать. Продюсер самых рейтинговых и качественных сериалов, принесший на телевидение дыхание большого кино (а тему о том, что кино дышит где хочет, с самого первого года разрабатывает этот фестиваль). Один из немногих профессионалов, сумевших соединить в своей работе кино как бизнес и кино как искусство. Наконец, создатель "Оттепели" - лучшего отечественного телесериала, возможно, со времен Штирлица.

Соавтор Тодоровского по «Оттепели» сценарист и режиссер Дмитрий Константинов показывает вне конкурса свою новую работу «Город» - остросюжетный 8-серийный телероман, в котором он возвращается к стилистике ретро. Действие происходит в 1961 году в тихом подмосковном городке «сразу за 101-м километром», куда прибывает расследовать редкое в тех краях убийство молодой следователь из Москвы (звезда «Сталинграда» Петр Федоров). Постепенно он, не без риска для жизни, выяснит, какова цена «стабильности» и в чем секрет благополучия этого лучшего из «городов». Прекрасно сочиненный и разыгранный телефильм работает на двух уровнях — это и качественный ретро-детектив, и актуальная, и вполне безжалостная метафора жизни в наших широтах.

Многие фильмы, которые придется судить Тодоровскому вместе с его коллегами по жюри, также являются безжалостными метафорами нашего времени. Среди них - «Аномия» Владимира Козлова, образец характерной для русского искусства традиции "критического реализма".

«Аномия» Владимира Козлова, образец характерной для русского искусства традиции "критического реализма"

«Аномия» Владимира Козлова, образец характерной для русского искусства традиции "критического реализма"

Фото: кадр из фильма.

Согласно Википедии, аномия — это понятие, введённое в научный оборот для объяснения психологических отклонений, будь то суицидальные настроения, апатия или противоправное поведение. И хотя герои фильма слишком просты для того, чтобы задумываться о суициде, все остальные признаки этой болезни ощущают даже они - своей носорожьей кожей. Писатель, сценарист и режиссер Козлов берет простейшую и пошлейшую ситуацию любовного треугольника (он, она и ее подруга), помещает ее в беспросветный черно-белый дистиллированный раствор современной провинциальной российской жизни и наблюдает за полным ее разложением. Людям, связанным родственными узами или постелью, квартирным вопросом или распитием спиртных напитков на лавочке, не о чем говорить и ничего не стоит прикончить друг друга, не испытывая по этому поводу никаких эмоций.

Философы называют аномией и состояние общества, «в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам.» Вынося в название медицинский диагноз, автор не может не отсылать своего зрителя к «Астеническому синдрому» Киры Муратовой - знаменитому фильму-диагнозу, потрясшему наше общество в эпоху перестройки. Фильм Козлова по определению не в силах никого потрясти - астения с ее болезненной истощенностью, но и повышенной возбудимостью, вызванными общественными потрясениями конца ХХ века, сменилась предсуицидальной аномией эпохи «стабильности».