Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды25 мая 2016 22:00

Режиссер фильма "Варкрафт" Данкан Джонс: Дэвид Боуи говорил мне: "Сынок, может бросишь компьютер и пойдешь поиграешь на воздухе?"

В прокат вышел фильм, снятый по мотивам одной из самых популярных компьютерных игр всех времен. "КП" поговорила с его автором [видео]
Режиссер фильма Данкан Джонс.

Режиссер фильма Данкан Джонс.

Игра "Warcraft" (что в переводе значит "Военное ремесло") вышла в 1994 году и оказалась большим хитом. А через десять лет появилась многопользовательская World of Warcraft - и она уже стала настоящим феноменом: на нее подписалось больше 12 миллионов игроков. (Население Норвегии меньше в два раза).

Разобраться во вселенной "Варкрафта" и его многочисленных продолжений неподготовленному человеку уже почти невозможно: вселенная "Властелина колец" по сравнению с ним выглядит камерной и уютной. Действие разворачивается в течение многих тысячелетий и разворачивается сразу во многих мирах. Но режиссер фильма по мотивам "Варкрафта" Данкан Джонс относится к этому самому неподготовленному зрителю милостиво: ему будет понятно абсолютно все. Грубо говоря, это рассказ о том, как все начиналось.

В Азерот (мир, населенный главным образом людьми) приходит Орда, состоящая из грозных и диких орков. Их верховный маг Гул′дан открывает портал (энергию для этого он получает, высасывая жизнь из несчастных пленников Орды) - и армия вооруженных злобных чудищ отправляется всех порабощать и убивать. И только орку Дуротану (Тоби Кеббелл) - не менее уродливому, чем остальные, но все же более чуткому - кажется, что кровавые битвы - это лишнее. В итоге он идет на переговоры с главой армии Азерота (Трэвис Фиммел). Битва, несмотря ни на что, состоится, и будет она, конечно, кровопролитной, со множеством магических заклятий, летающих существ (очень похожих на гиппогрифов из "Гарри Поттера"), и так далее.

44-летний Данкан Джонс - единственный сын Дэвида Боуи, великого британского певца, музыканта и актера, ушедшего от нас в январе этого года. Никто, конечно, не воспринимает его исключительно в этом качестве: он достойно заявил о себе, сняв два фантастических триллера, "Луну 2112" и отличный "Исходный код" (тот, где Джейк Джилленхол раз за разом пытался предотвратить взрыв бомбы в поезде). Но, тем не менее, Данкан - пример "папиного сына". После того, как его родители развелись, он, девятилетний, остался с отцом, а не с матерью, моделью Энджелой (со временем он и вовсе прервал с нею все отношения). Взял папину фамилию (Джонс - настоящая фамилия певца), в детстве и отрочестве по странной прихоти требовал, чтобы его звали Зоуи Боуи. Был шафером на следующей свадьбе отца, с еще одной моделью - Иман Мохамед Абдулмаджид. Потом был оператором на концерте в честь его 50-летнего юбилея, снимал рекламу - и участвовал в создании компьютерных игр, бешеным фанатом которых Данкан является с детства.

БЫЛО СТРАННО ВИДЕТЬ ОТЦА В КАЧЕСТВЕ СИНЕЙ ГОЛОГРАММЫ

- С чего у вас началась любовь к компьютерным играм?

- С самого детства, с игрушек вроде "Саймон говорит". Знаете - где надо было нажимать на цветные кнопки, повторяя последовательность, которую предложил компьютер. А потом у меня появился домашний компьютер Commodore 64 (64 - потому что там было целых 64 килобайта оперативной памяти; большое достижение для 1982 года. - Ред.) Вот именно благодаря "Коммодору" я впервые задумался о том, какие возможности в себе скрывают компьютерные игры. А в "Варкрафт" я впервые сыграл в середине 90-х, когда учился в колледже в Огайо, посреди Америки.

- Что о вашей увлеченности играми думал отец?

- Он никогда сильно ими не интересовался, и его даже смущало, что я провожу за ними столько времени. Он мне говорил: "Может, ты выйдешь из дома, поиграешь где-нибудь на воздухе?" Но в то время вообще немногие понимали, что в играх такого, и почему это такое чудесное развлечение. Так что, я думаю, это просто разрыв между поколениями.

Разобраться во вселенной "Варкрафта" и его многочисленных продолжений неподготовленному человеку уже почти невозможно.

Разобраться во вселенной "Варкрафта" и его многочисленных продолжений неподготовленному человеку уже почти невозможно.

Фото: кадр из фильма

- Но он же сам появился потом в компьютерной игре?

- Да, в 1999 году, в "Омикроне". И потом даже написал для нее несколько песен. Когда он думал, соглашаться или нет, взял меня на встречу с ее создателями. Я помню, в каком восторге был, когда об этом узнал. И она в итоге мне понравилась. С одной стороны, было странно видеть своего отца на экране в виде синей голограммы. Но я видел его в разных странных местах, и компьютерная игра была просто еще одним необычным местом!

- Когда вы играете в "Варкрафт", вы за Орду или за Альянс?

- За обе стороны попеременно. Но вообще-то чаще за Орду. Сейчас, когда я режиссер фильма, я в значительной степени - рефери, поэтому я должен поддерживать обе стороны. И мне действительно важно, чтобы аудитория поняла тех героев, кто людьми не является. Сопереживала чужим, своим врагам.

- Что для вас было самым сложным в работе над фильмом?

- Не растерять запас сил! Мои предыдущие фильмы снимались год, ну полтора. А работа над "Варкрафт" шла три с половиной года! Провести столько времени, держа все в фокусе, сохраняя контроль надо всем, что происходит на площадке и на экране - для этого нужно очень много энергии!

- Но это же тяжело - работать над фильмом, который чуть менее чем полностью состоит из компьютерной анимации и спецэффектов. В то время как в предыдущих ваших фильмах всей этой мультипликационности почти не было.

- Актеры, которые играют орков, конечно, двигаются в специальных костюмах, которые позволяют их потом трансформировать на компьютере во что угодно. Но мы построили столько настоящих декораций, сколько смогли. И актеры двигаются в настоящих, прекрасных "живых" ландшафтах. И они своей игрой сделали все, чтобы оживить своих героев.

В Азерот (мир, населенный главным образом людьми) приходит Орда, состоящая из грозных и диких орков.

В Азерот (мир, населенный главным образом людьми) приходит Орда, состоящая из грозных и диких орков.

Фото: кадр из фильма

Я ПЕРЕНЕСУ "КАСАБЛАНКУ" В БЕРЛИН БУДУЩЕГО

- Все экранизации видеоигр до сих пор оказывались провальными. Ну, разве что "Лара Крофт" стала успешной...

- И "Обитель зла"!

- Ну да, но все остальное - "Doom", "Макс Пэйн", "Хитмэн", "Принц Персии" и так далее - были разруганы критиками и в прокате прошли совсем не так хорошо, как ожидали продюсеры. Ну и что вы думаете о перспективах "Варкрафта"?

- Я не могу предсказать, сколько тот или иной фильм соберет в прокате! (Смеется.) Все, что могу сказать - я вложил в этот фильм огромную любовь и огромную страсть. Как и все, кто над ним работал. Многие из них сами фанаты игры - и Роб Казински, который играет Оргрима, и Дэниел Ву, который играет Гул'дана, и Билл Уэстенхофер, который занимался спецэффектами, и еще многие, многие. Думаю, это многое значит.

- Писали, что если фильм окажется блокбастером, вы должны будете снять еще два фильма по "Варкрафт"...

- Ой, очень на это надеюсь! Я бы очень хотел снять трилогию, и обсуждал эту идею с создателями игры в компании Blizzard. Я знаю, мне многих еще предстоит в этом убедить, но, по-моему, я бы снял три по-настоящему хороших фильма!

- И на каждый потратите еще по три с половиной года жизни? Не боитесь похоронить себя в "Варкрафте", как Майкл Бэй похоронил себя в "Трансформерах"?

- Надеюсь, на следующие фильмы времени потребуется меньше. А насчет "похоронить себя" - боялся бы этого, если бы это было все, чем мне осталось в жизни заниматься. Но сразу после "Варкрафта" я приступлю к съемкам своего маленького фильма "Немой", и надеюсь, что смогу строить свою карьеру так же, например, как Крис Нолан, который в промежутках между фильмами о Бэтмене" снял авторские фильмы "Престиж" и "Начало". Я был бы счастлив.

- А расскажите про "Немого".

- Это фантастический фильм, похожий на "Касабланку", его действие разворачивается в Берлине, в будущем, в сообществе эмигрантов, которые собрались там со всех концов света. И это своего рода детективная история.

- Почему в Берлине? Это же был важный город для вашего отца...

- И для меня тоже. Когда папа там был, он всегда брал меня с собой. Много чего там происходило. А я был маленьким, и он меня поражал: в нем столько всего собралось со всех концов света, вся наша культура. Он, как маленький остров посреди огромного мира, впитал столько чувств, столько запахов - и я попытаюсь все это передать, в декорациях фантастического фильма.

Битва, несмотря ни на что, состоится, и будет она, конечно, кровопролитной.

Битва, несмотря ни на что, состоится, и будет она, конечно, кровопролитной.

Фото: кадр из фильма

- Не хотите снять фильм по комиксам Marvel? Типа "Мстителей" и "Человека-паука"...

- У меня были с ними переговоры. Нет, не хочу. (Смеется). Я хочу делать свое кино. "Варкрафт" - большой фильм в жанре фэнтези, и, как ни странно, никто в этом жанре ничего нового не создал после Питера Джексона с его "Властелином колец". Пытались, но всегда оставалось ощущение, что кто-то заново снимает "Властелина колец". Я очень надеюсь, что "Варкрафт" произведет впечатление чего-то свежего и нового.

- Среди кинокритиков идет дискуссия на тему того, являются ли компьютерные игры искусством. Что вы об этом думаете?

- Папа как-то дал очень интересное, полезное - хотя и свободное - определение того, что такое искусство: если чье-то произведение заставляет тебя немного по-другому взглянуть на мир, значит, в нем уже есть художественная цельность. И если я играю в игру и в процессе начинаю смотреть на мир по-другому - значит, да, там есть искусство.