Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика27 мая 2016 3:52

Федеральный бюджет захлебывается от денег

Наш колумнист - о том, почему масштабы бюджетных проблем сильно и, похоже, корыстно преувеличены
Укрепление рубля неожиданным образом влияет на сокращение бюджетных резервов

Укрепление рубля неожиданным образом влияет на сокращение бюджетных резервов

Фото: РАСЮК Татьяна Витальевна

Последние два месяца незначительная часть бюрократическо-го аппарата, способная читать отчеты Минфина, охвачена паникой: из-за исключительно высоких дефицитов федерального бюджета (8,7% ВВП в марте и 8,6% ВВП в апреле) неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета сократились более чем на 2 трлн. – с 9,9 до 7,8 трлн.руб..

Они по-прежнему вполне достаточны для того, чтобы при появлении (по непонятным причинам) у кого-то в правительстве лидера «Единой России» Медведева желания построить новую, современную и комфортную Россию. Но вот продолжать почивать на лаврах, полностью игнорируя реальность и пребывая в убеждении, что «кучки Кудрина хватит навсегда», столь стремительное сокращение запасов уже не позволяет: «кучка» тает на глазах.

Это вызывает страх и обсуждение «новых» прожектов. Кому-то в бюрократии нравится заложенное в прогноз Улюкаева ограбление населения монополиями с последующей инвестицией награбленного почему-то не в фешенебельные страны, а обратно в ограбленных же. Кто-то приходит в экстаз от бессмысленных на первый взгляд «структурных реформ» Кудрина, за которыми прячется по-чубайсовки продуманная приватизация и отказ даже от галлюцинаций об экономическом росте, беспощадно подавляемом ужесточением финансовой политики и «затягиванием пояса» уже не на животе, а на горле. Кто-то говорит о необходимости залить экономику деньгами в стиле осени 1992 года, тактично умалчивая о жизненной необходимости (и не только в этом случае) категорического ограничения финансовых спекуляций.

Людей, предлагающих работающие на благо России решения, - того же Глазьева, - беспощадно и последовательно маргинализируют. Ведь их советы, основанные на ограничении финансовых спекуляций, могут сработать и потому смертельно опасны, а с другой стороны – они служат народу России, а не уничтожающим ее глобальным монополиям и потому неприемлемы для либералов, обслуживающих последних.

Между тем, как это ни парадоксально, сокращение бюджетных резервов носит во многом мнимый, сугубо статистический характер. В рублевом выражении они уменьшились на 20,7% - на 2.045,3 млрд.руб.. Однако не следует забывать, что основная часть бюджетных резервов – весь Резервный фонд и преобладающая часть Фонда национального «благосостояния» - хранится в валютной форме, и укрепление рубля способствует сокращению ее рублевого эквивалента. Не случайно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в рублях за март-апрель уменьшились на 16%, а в валюте – лишь на 2% (правда, рублевые остатки, не входящие в эти фонды, сжались почти вчетверо: с 787,75 до 202,43 млрд.руб.).

Учет влияния на бюджетные резервы укрепления рубля приводит к неожиданным результатам: 62,5% сокращения бюджетных резервов вызвано укреплением рубля, и лишь 37,5% (767,15 млрд.руб.) – прямым расходованием бюджетных резервов.

Таким образом, масштабы бюджетных проблем сильно и, похоже, корыстно преувеличены, а панические настроения, вызывающие лихорадочные поиски все новых новаций, не имеют содержательных оснований.

ЕЩЕ МНЕНИЯ

«Никто не говорит, что нужно разгонять печатный станок»

Яков МИРКИН

Базовая идея «Экономики роста» (одна из стратегий, которую представляли на Экономическом совете при президенте - Ред.) - ответить на кризис не «умеренно-жесткой», а «умеренно-мягкой» денежной политикой. Вся эмиссия - кредитная, под рост производства, под проекты. Все деньги - через возвратное рефинансирование коммерческих банков со стороны Центробанка (то есть банки будут обязаны вернуть эти деньги. - Ред.). Двойной механизм контроля. Но самое главное - это лишь кусок мозаики (подробности)

Закроем заводы, обдерем пенсионеров и заживем?

Егор ХОЛМОГОРОВ

Алексей Кудрин в очередной раз предлагает российской экономике либеральную программу. В программе этой ничего со времен Гайдаровых не изменилось. Вот уже четверть века к ряду мы выслушиваем одни и те же заклинания: сокращение социальных расходов, приватизация (то есть обрезание будущих доходов государства), «борьба с инфляцией» (то есть дефицит оборотных средств), «структурные реформы» (то есть уничтожение реальной промышленности) и Рынок, Рынок, Рынок! (подробности)