Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Экономика22 июня 2016 0:00

Глава «Роснефти» Игорь Сечин: «Фундаментальная стоимость "Роснефти" от 56 до 130 млрд долларов»

О том, как зарабатывать в условиях санкций, налоговом неравенстве и планах по приватизации, глава крупнейшей нефтегазовой компании мира рассказал в эксклюзивном интервью телеканалу «Россия 24». «Комсомолка» приводит наиболее интересные высказывания
Софья ДМИТРИЕВА
Глава «Роснефти» Игорь Сечин

Глава «Роснефти» Игорь Сечин

КАК ДОВЕРИЕ ПОБЕДИЛО САНКЦИИ

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) «Роснефть» подписала контракты на сумму около $45 млрд. Результат внушительный. Особенно для компании, которая пострадала от санкций.

- Это сумма отражает объем работы, который мы проводим. Мы предлагаем прекрасную ресурсную базу, современные технологии и используем те финансовые инструменты, которые есть в нашем распоряжении и в распоряжении наших партнеров. Я считаю, что высокая эффективность наших проектов – это главное условие для успешной реализации всех проектов. Отношения доверительности – причина приезда всех наших основных партнеров на ПМЭФ, – сказал Игорь Сечин.

На форуме были достигнуты новые соглашения с российскими регионами, где уже работает компания, и контракты по организации новых проектов. Например, сейчас совместно с компанией «Ростех» «Роснефть» планирует локализовывать морской вертолет, который разработала итальянская компания «Финмекканика». Реализуются и другие стратегически важные проекты.

Общемировая практика, показывает, что участие партнеров в новых добычных проектах позволяет минимизировать собственные затраты компании на реализацию этих проектов, повышает их устойчивость при нынешней волатильности.

- Мы подписали ряд перспективных контрактов с нашими индийскими партнерами. В частности, речь идет об их вхождении в проекты по добыче нефти. Нам удалось убедить партнеров в том, что фундаментальная стоимость добычных проектов не зависит от текущей конъюнктуры и даже улучшить первоначальное предложение.

Мы хотим реализовать замысел, который озвучил президент России и премьер-министр Индии о создании энергомоста между нашими странами.

Очень важным для нас является контракт с компанией «ПетроВьетнам» на поставку 96 млн. тонн нефти. Его стоимость (в текущих ценах на нефть) – порядка $36 млрд., – сообщил Игорь Сечин.

Также на ПМЭФ «Роснефть» подписала соглашения по увеличению поставок сырья в Польшу и Чехию, а также ряд других контрактов.

В ЗОНЕ КОМФОРТА

С начала года капитализация «Роснефти» увеличилась на 36%. Долговая нагрузка компании за последний год снизилась в два раза. Сейчас соотношение долга к EBITDA (размеру прибыли) равно 1.

- Это очень комфортное финансово-экономическое состояние для любой компании. А для такой компании, как наша, которая находится под санкциями (то есть работает с определенными ограничениями), это является блестящим результатом, – прокомментировал Сечин.

От заимствований «Роснефть» отказываться не будет. В основном деньги будут привлекаться в рамках проектного финансирования для реализации тех проектов, которые имеют экономическую целесообразность.

- Будем привлекать деньги, конечно. Будем бурить, будем работать. В прошлом году мы 1800 скважин пробурили, и в этом – примерно столько же планируем. Сейчас реализуем крупный проект по поисково-разведочному бурению на магаданском шельфе, в Охотском море. Готовимся к бурению в Хатанге в следующем году. Кроме того, мы сдвигаем на более ранние сроки ряд поисково-разведочных работ по нашим шельфовым проектам. Все остальные лицензии у нас находятся точно в графике лицензионных обязательств, – проинформировал глава «Роснефти».

НАЛОГОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

«Роснефть» в 2015 году заплатила 2,3 трлн рублей налогов, на дивиденды за прошлый год направила 35% прибыли.

- По стандартам компании мы выплачиваем 25% дивидендов. Но мы учли постановку вопроса правительством о необходимости повышения выплат и нашли источники для этого. Я думаю, важно, чтобы такие универсальные подходы были распространены на всех участников рынка, а не только на нашу компанию, – подчеркнул Сечин.

Сейчас с каждого проданного барреля «Роснефть» платит немало - $25.

- К сожалению, мы стали единственной такой компанией в нашей стране – никто больше столько не платит. Необходимо ставить вопрос об универсализации налогов в целом для нефтегазового сектора – мы, конечно, задаем эти вопросы – но пока нет ответов. Недофинансирование может снизить эффективность работы отрасли. Если начнутся интервалы по инвестициям, то это может привести к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, переработку. Появятся очень серьезные проблемы,– считает Игорь Сечин.

ПРИВАТИЗАЦИЯ: ПОД УГРОЗОЙ СРЫВА

Государство в ближайшие годы планирует распродать доли в крупных госкомпаниях. Но как лучше реализовывать акции «Роснефти» во время приватизации? Здесь может быть два варианта: через биржу или стратегическому инвестору. Первый путь не очень уместен.

- В условиях волатильности цен, политической нестабильности, дефицита средств, биржевая продажа станет крайне неэффективной и, может быть, даже сорвется. Скорее всего, речь надо вести о стратегическом инвесторе, который должен быть соответствующим образом квалифицирован. Но в любом случае возникнут вопросы оценки стоимости компании. Здесь есть коридор от $56 до $130 млрд., исходя из фундаментальной стоимости компании, – сказал CEO «Роснефти».

ДАВИ НА ГАЗ

В ближайшем будущем природный газ как источник энергии станет не менее важным и востребованным, чем нефть. Сейчас у «Роснефти» есть один проект на Дальнем Востоке по поставке сжиженного газа. “Роснефть” начала работу на международном рынке газа. Первый танкер с газом поставили в Египет. Аналогичные проекты планируется доводить до логического завершения и в других странах.

- Обязательно будем реализовывать проект по добыче на шельфе Венесуэлы. Там будем строить завод по сжижению. При этом, я думаю, ключевым рынком для нас будет, конечно, Европа, – поделился планами Игорь Сечин.

«НИ С КЕМ НЕ СОРЕВНУЕМСЯ»

- Повышение эффективности – это основная задача «Роснефти». Мы ни с кем не соревнуемся, это глупо делать. Мы просто каждый день работаем над повышением эффективности, управляем рисками, стараемся предвидеть негативные тенденции, все время реагировать на это, – резюмировал Игорь Сечин.

В планах компании – строительство нефтеперабатывающего завода в Индонезии.

- Мы ведем переговоры о том, чтобы в это совместное предприятие вошли еще и партнеры из России. В частности, банк будет финансировать строительство предприятия. Он предоставит кредиты поставщикам оборудования. Это будет российское оборудование, и вообще будет адаптирован проект нашего Туапсинского НПЗ. Потом возможно строительство второй очереди завода, – рассказал глава «Роснефти».

Индонезия – перспективный рынок. Сейчас там живет примерно 300 млн. человек. Численность населения и его благосостояние растет, а вместе с ним увеличивается и потребление.

ВМЕСТО ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти уже не выполняет функцию глобального регулятора. Это видно хотя бы из того, что страны объединения не могут прийти к единой позиции по уровню добычи нефти и как-то серьезно повлиять на стоимость «черного золота».

- Мы считаем, что регулирование сырьевого рынка перешло к трем основным игрокам: это США, Саудовская Аравия и Россия. Основные условия, которые привели к такому положению, достаточно простые: хорошая ресурсная база, наличие технологий и финансовые инструменты. Эти страны имеют полный набор этих инструментов. Роль России на сырьевом рынке в ближайшее время будет повышаться, – уверен глава «Роснефти».

Что касается стоимости «черного золота», то, по мнению Сечина, к концу года баррель будет стоить $50 - 55. А к концу 2017-го предположительно поднимется до $65.