Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды20 сентября 2016 22:00

Пятая супруга Зиновия Гердта: Встретившись со мной, Зяма расстался с привычкой жениться

21 сентября - 100 лет со дня рождения народного артиста СССР
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Татьяна Правдина и Зиновий Гердт прожили вместе 36 лет.

Татьяна Правдина и Зиновий Гердт прожили вместе 36 лет.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Александр Ширвиндт как-то сказал о Гердте: «Украшение нашей жизни». Сам актер отмечал: «Самое большое из всего, чего я добился, это то, что зрители называют меня Зямой». Это было проявление высшей степени доверия. Об уникальном артисте, ушедшем из жизни 20 лет назад, вспоминают его вдова Татьяна Правдина и друзья.

Четыре года в госпиталях

Гердт не написал мемуаров и не вел дневника. Первое свидетельство он оставил о себе в листке автобиографии, при поступлении в Театр кукол Сергея Образцова:

«Я, Гердт З. А., родился в 1916 году в гор. Себеж, в семье служащего. Окончив в 1932 году среднюю школу, переехал в Москву, где поступил в школу Ф.З.У. Электрозавода. Работал 1 год на строительстве Московского Метрополитена - электромонтажником. В 1932 году без отрыва от производства поступил в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) ЦК Союза Электростанций, где, проработав три года, был переведен в профессиональный состав театра в качестве актера. В 1938 году был вовлечен в организацию Московской Государственной Театральной Студии под руководством Арбузова и Плучека, где проработал до июня 1941 года».

Гердт вспоминал, что, если бы не начавшаяся Великая Отечественная, их театральная студия могла бы стать полноценным театром. Но планы рухнули.

- Арбузовская театральная студия, в которой работал Зиновий, стала фронтовой, артисты получили бронь, но Гердт ушел на фронт добровольцем, - рассказала «КП» вдова артиста Татьяна Александровна Правдина. - В 1943 году Зиновий Ефимович получил ранение, перенес 11 операций. У него одна нога стала короче другой - остался хромым на всю жизнь. Тогда он переживал, что это поставит крест на его актерской карьере. Но в госпиталь приехала группа из Театра кукол Образцова, давала представление для раненых. Зиновий вспоминал, что смотрел не на кукол, а на занавесочку, за которой были артисты. И его осенило, что он может так же! В Москве он показался Образцову и был принят в его труппу.

- А когда Зиновий Ефимович взял себе другую фамилию (настоящее имя артиста - Залман Афроимович Храпинович. - Ред.)?

- До войны. Ему посоветовали взять более звучный псевдоним. Одна из его родственниц была Герд. Он добавил в конце «т» для звучности.

Сблизил перевод с арабского

В 1944-м Гердт вернулся в Москву к жене, актрисе Марии Новиковой. В марте 1945-го родился сын Всеволод, но к тому времени супруги уже расстались. Актер честно объявил: «Влюбился. Ухожу».

Мария Новикова растила сына, у нее были поклонники, но замуж она так и не вышла: «Таких, как Зяма, больше нет». Гердт, устроившись на работу в Театр кукол Образцова, написал в бухгалтерии заявление: «Прошу пересылать 100% моей зарплаты на имя сына - Новикова Всеволода Зиновьевича».

- Татьяна Александровна, писали, что якобы родной сын не хотел общаться с Зиновием Ефимовичем, у них были плохие отношения.

- Неправда. Прекрасные были отношения. Но, поскольку сын никогда с ним не жил, у них не сложилось душевной близости. И Сева, очевидно, был ближе к своей маме. А у той была обида на бывшего мужа.

- Гердт не воспитывал сына, зато воспитывал вашу дочку?

- Да, мы начали жить вместе, когда Кате было два года. Он считал ее родной. И она только его считала папой и взяла его фамилию (Екатерина Гердт стала женой режиссера Дениса Евстигнеева. - Ред.).

- Говорят, у него была привычка жениться?

- Можно и так сказать. Но я его отучила от этой привычки. Я его третья официальная и пятая неофициальная жена. Когда мы встретились, оба были еще женаты. А стали общаться на гастролях, где я работала переводчицей с арабского (см. «Шпионский роман»).

Театр кукол Образцова много гастролировал за рубежом. Уже к 1975 году спектакль «Необыкновенный концерт» объехал 23 страны, был показан в 110 городах в СССР и в 109 - за границей. «В зарубежных поездках роль конферансье я всегда играю на языке народа той страны, в которой мы выступаем», - вспоминал Гердт.

Гердт сыграл Паниковского по-своему. «Надо, чтобы его жалели», - говорил артист.

Гердт сыграл Паниковского по-своему. «Надо, чтобы его жалели», - говорил артист.

Фото: РИА Новости

Из кукольников - в короли эпизода

- Порой он был вспыльчивым и эмоциональным, - вспоминает вдова актера. - Однажды после скандала я вышла из себя: «Все. Ухожу». Скинула халат, открыла шкаф и задумалась. «Ну что я надеваю?» - тут же прокомментировал паузу Гердт, лежа в кровати. Я расхохоталась.

- Многие запомнили Гердта по роли Паниковского в фильме Швейцера «Золотой теленок». Но ведь сначала был утвержден Ролан Быков?

- Ролан улетел, и режиссер попросил подыграть Зяму на пробах в образе Паниковского. И Зиновий так это великолепно сделал, что потом его и Швейцер, и сам Ролан Быков уговорили играть Паниковского. Но он поставил условие, что не будет таким, какой Паниковский у Ильфа и Петрова, - противным, ничтожным. Он сыграл своего Паниковского - жалкого, но трогательного до слез.

- Зиновий Ефимович сыграл более чем в 70 картинах, но чаще всего в эпизодах. Ему не было обидно, что не приглашают на главные роли?

- Он был артистом, и что ему выпало судьбой, то и сыграл. В его жизни было не только кино, но и сцена.

Было и телевидение: с 1962 по 1966 год Зиновий Гердт вел передачу «Кинопанорама», от которой отказался из-за сложностей с графиком.

Шпионский роман

Из книги вдовы Зиновия Гердта Татьяны Правдиной*:

«В начале 1960 года меня рекомендовали администрации Театра имени Образцова в качестве переводчика для поездки на гастроли в арабские страны. Мне позвонил главный администратор театра Наум Левинсон - и первое, что он меня спросил, удивив до крайности, было:

- Какого вы роста?

- Сто шестьдесят, - сказала я. - При чем тут это?

- Дело в том, что, помимо спектаклей, вам придется переводить творческие выступления Сергея Владимировича (Образцова. - Ред.) и стоять рядом с ним на сцене. Он не любит, чтобы переводчица (переводчиков он не признает) была выше него ростом.

- Думаю, не выше.

Когда я, волнуясь ужасно, вошла в кабинет Левинсона, он встретил меня дивной развязной фразой:

- Подходит! В женщинах я разбираюсь лучше, чем в профсоюзном движении. Идемте!

И повел меня к Образцову. Образцов взглянул на меня благосклонно, по-видимому, убедившись, что я точно ниже ростом. Мы вышли в фойе немыслимо уютного и обожаемого мною театра, где сидела вся группа, которая и ехала на гастроли. Образцов:

- Познакомьтесь, это Зиновий Ефимович Гердт, с которым у вас основная работа.

Пожимаем руки. Глядя прямо в глаза, Гердт произносит первые слова:

- Дети есть?

- Да.

- Кто?

- Дочка.

- Сколько лет?

- Два года.

И опять:

- Подходит!

Первое ощущение - развязность, артисты! Как Зяма потом говорил сначала мне, а потом и публично, что в ту минуту, когда он меня увидел, внутри него был голос, который сказал: эта женщина будет моей женой».

«Работа над переводом началась еще в Москве. В «Необыкновенном концерте» единственный постоянно говорящий персонаж - это конферансье. Именно эту роль и предназначалось играть Гердту на арабском. Поэтому почти каждый вечер, когда Гердт не был занят в театре, я приходила к ним домой, и мы работали. Говорю «к ним», потому что Зиновий Ефимович уже восемь лет как был женат на очень красивой женщине Кате Семерджиевой. Они снимали комнату в коммунальной квартире в Столешниковом переулке, ожидая окончания строительства своей однокомнатной кооперативной. Гердт диктовал текст, я переводила, произносила вслух, а он повторял его и записывал русскими (естественно!) буквами, делая пометки для произношения.

Ничто не предвещало революции. Гердт был серьезен и внимателен, провожал до машины, на которой за мной приезжал муж. <…> Во время нашего полуплатонического «гастрольного» романа мы ни разу не говорили о дальнейшей жизни, не обсуждали семейные дела каждого: Зяма знал, что я с мужем рассталась, но живем мы вместе. По возвращении никаких обещаний мы с Гердтом друг другу не давали, только лишь назначили свидание неподалеку от моей работы. Он подъехал на машине, распахнул дверцу, и я сказала: «Ну, это просто какое-то шпионское кино». «Абсолютно не шпионское, - сказал Гердт и добавил: - Я свободный человек». Оказалось, приехав с аэродрома, Зяма сказал жене: «Я полюбил другую женщину». «Таню?» - спросила она. «Да». Он понимал, что всаживает нож. Но, на его счастье, нож не вошел: «А квартира?» - спросила жена. «Она твоя».

Мы поехали на холостяцкую квартиру приятеля Зямы, который дал ему на неделю ключи, и с тех пор тридцать шесть лет не расставались (после этого свидания они окончательно ушли от «бывших» и стали жить вместе в съемном жилье - он, она, ее дочка Катя и няня. - Ред.).

На следующий день, придя в редакцию на работу, я сделала «личное сообщение»: «Ушла от мужа». Еще через два дня опять сделала «личное сообщение»: «Соединяю свою жизнь с Гердтом». Естественно, все хохотали, но снялись какие-либо пути к сплетням и пересудам.

Зяма к этому времени был уже достаточно широко известным артистом. А ничто так быстро не становится сладостно обсуждаемым, как события личной жизни любимцев публики. Поэтому у моей мамы раздался звонок писателя-сатирика Бориса Ласкина, с которым я была знакома, и он сказал: «Я очень хорошо отношусь к вашей дочке и поэтому считаю своим долгом сказать: Гердт очень любит жениться, а ведь у Тани ребенок...» Ставя себя на место мамы, восхищаюсь ею: она только сказала, что «конечно, волнуюсь, уж очень все скоропалительно». Выслушав эти ее слова, я вышла к Зяме, который ждал меня у ворот.

- Что?

- Да вот мама...

Взяв меня за руку, Зяма тут же велел вести его к родителям. Удивленная Шуня (мама. - Ред.) открыла дверь. Сняв кепку, с порога Зяма сказал:

- Я обещаю вам, я буду жалеть вашу дочь.

Пауза.

- От такого сложного монолога я устал. Можно чаю?

И мы сели пить чай. И удивительно, было ощущение, что это совсем не в первый раз! Когда спустя полчаса мы с ним уходили, я спросила у мамы: «Ну что, теперь тебе спокойнее?» «Абсолютно», - сказала она.

...Мы вовремя встретились: ему сорок четыре, мне тридцать два. Уже некоторый опыт, не молоденькие, но еще молодые».

Образцов ревновал Гердта к зрителям: Зиновию аплодировали больше всех, ведь его роль конферансье единственная в спектакле была со словами. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

Образцов ревновал Гердта к зрителям: Зиновию аплодировали больше всех, ведь его роль конферансье единственная в спектакле была со словами. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

В ТЕМУ

«Доковыляю на свидание»

Но львиную долю - 36 лет - актер отдал Театру кукол, из которого ушел в 1982 году.

- Он признавался, что ему пришлось уйти: два лидера, «два орла» - он и Образцов - не могли быть в одном гнезде, - рассказывает приятельница Гердта Виктория Лазич, общественный деятель, в прошлом актриса.

Гердт вспоминал: «Образцов был ужасно ревнивый, до смешного. Если мне много аплодировали, он не мог этого вынести и выбегал на сцену, чтобы я недолго стоял перед аплодисментами».

После ухода Гердт работал в Театре Ермоловой, снимался в кино, выступал в концертах и на творческих встречах. То, из-за чего он так долго страдал - хромота, сделалось частью имиджа артиста. Как отмечали многие, без нее «Гердт уже вроде бы и не Гердт».

- При его такой своеобразной внешности негероя-любовника Гердта просто обожали женщины. У него была уйма поклонниц, которые осаждали его, - продолжает Виктория Лазич. - Помню, за кулисы прорвалась дамочка: я вас так люблю! Он тут же прищурился: «Ну, может, и доковыляю к тебе на свидание!».

Иронизировал постоянно: «Когда мне говорят: «Вы мой кумир. Я вас обожаю», - отвечаю: «У вас очень хороший вкус. А те, у кого вкус похуже, те просто в восторге».

Он всегда был в приподнятом настроении, хотя далеко не всегда чувствовал себя хорошо. Порой у него ныла нога, давали о себе знать болячки, но он не показывал вида. Нередко игра на сцене стоила ему сильных физических мук.

В последние годы он тяжело болел (актер умер от рака 18 ноября 1996 года. - Ред.). В моей памяти он остался веселым, искрометным, просто сгустком энергии...

5 лучших фильмов мэтра

● «Золотой теленок» (1968)

● «Соломенная шляпка» (1974)

● «Хождение по мукам» (1974)

● «Розыгрыш» (1976)

● «Место встречи изменить нельзя» (1979)

* Фрагменты из книги Татьяны Правдиной «Разговор со своими», которая скоро появится в продаже, предоставлены издательством «Деком».