Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды21 сентября 2016 17:04

Евгений Гришковец: «Что меня сравнивать с Волочковой? Она пляшет, я – рассказываю»

В театре «Школа современной пьесы» прошла премьера спектакля «Пока наливается пиво» с Евгением Гришковцом в роли бармена
Гришковец в роли мудрого наставника дает молодому бармену уроки мастерства

Гришковец в роли мудрого наставника дает молодому бармену уроки мастерства

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Впервые автор и исполнитель собственных моноспектаклей рискнул выйти на сцену вместе с актерским ансамблем: Алексеем Петренко, Еленой Санаевой, Владимиром Качаном и другими актерами.

Он – бармен не самого плохого, но и не выдающегося заведения. К нему приходят и завсегдатаи, и случайные люди. И пока наливается пиво Гришковец в роли мудрого наставника дает молодому бармену уроки мастерства. То есть учит, как работать с клиентом. Например, пришел постоянный посетитель из бывших алкоголиков. Привычка выпить осталась, но алкоголь ему категорически нельзя - подшил «торпеду». Этот клиент обязательно закажет коктейль «Кровавая Мэри», но без водки, то есть чистый томатный сок. "Ты ему, - говорит Гришковец, - сельдерея в стакан засунь, чтобы он думал, что это все-таки коктейль". Или можно сделать безалкогольное «Мохито». У него к каждому клиенту имеется свой подходец.

- Представьте себе, что барменская жизнь мне хорошо знакома. В 90-ые годы у нас в Кемерово был клуб, где я стоял за барной стойкой в течение нескольких лет, - перед спектаклем мне признался Гришковец. - И еще в лондонском баре успел поработать. Так что опыт большой, хоть и давний. Сейчас бары совершенно другие: в них такое оборудование, техника, которая в то время нам и не снилась. Мы за окном воду морозили для льда, у нас не было фильтров и такого разнообразия алкоголя. Но суть не в этом. Сейчас, как и тогда, люди приходят в бар, потому что домой им идти не хочется. Либо дома никто не ждет, либо своего дома нет. Бар – это мир одиноких людей.

В театре «Школа современной пьесы» прошла премьера спектакля «Пока наливается пиво» с Евгением Гришковцом в роли бармена

В театре «Школа современной пьесы» прошла премьера спектакля «Пока наливается пиво» с Евгением Гришковцом в роли бармена

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

- Кстати, об одиночестве. Как правило, на сцене вы выступаете один. В этот раз решились выйти вместе с актерским ансамблем, состоящим из 12 человек. Не страшно было?

- Со «Школой современной пьесы» у меня давние отношения (в репертуаре театра – четыре спектакля Гришковца - Ред). Актеры знают мою драматургию и специфику моих текстов. Тем не менее, пока мне действительно трудно. Я привык работать один. Одному на сцене комфортно и понятно. Зрители меня знают не только как исполнителя, но и как автора текста.

В Кемерово у меня когда-то был театр «Ложа», где все было очень строго, практически армейская дисциплина. Я люблю изумительный порядок. Не терплю присутствия мобильного телефона на репетиции, не позволю актеру прийти в куртке в зрительный зал. У меня свои требования. Здесь же совершенно другой способ работы и другой стиль, до конца еще мне не понятный. Я всегда волнуюсь, когда выхожу на сцену. Ну а сейчас, как вы догадываетесь, волнуюсь стократ.

- Спектакль «Пока наливается пиво» - разновидность импровизации, где нет пьесы, но есть некая композиция и артисты разыгрывают придуманный вами сюжет. Наверное, так проще работать?

- Честно говоря, я не очень понимаю, что такое импровизация. Я-то себе текст написал, потому что импровизировать не люблю и не умею. В этом театре актеры импровизировать умеют и любят. Я же себя чувствую пока как вставной элемент, словно пересаженный орган. Но пытаюсь прижиться. Во всяком случае, режиссер спектакля Иосиф Райхельгауз проявляет высокую степень уверенность в том, что все идет хорошо. Да и актеры, по-моему, не выражают большую тревогу по поводу премьеры.

- В балерине Анастасии Волочковой, которая тоже репетировала на этой сцене, Райхельгауз поначалу тоже был уверен. Но тот эксперимент, к сожалению, не получился.

- Что сравнивать? Мы с Волочковой совершенно разные люди. Она пляшет, я – рассказываю. Но в случае с Волочковой скорее был не эксперимент, это был фокус, который либо привел бы зрителей в восторг, либо получился пшик. С Волочковой фокус, увы, не удался. Возможно, потому что факир был слишком самонадеян. Наш спектакль безусловно эксперимент. А эксперимент обязательно дает результат. Удачный он или неудачный, давайте вы мне об этом расскажете после спектакля.