Премия Рунета-2020
Ульяновск
-2°
Boom metrics
Звезды28 ноября 2016 12:45

Олег Липовецкий о спектакле «Капитанская дочка»: «Я думаю, что Пушкину было бы интересно посмотреть»

Накануне большой премьеры «Комсомолка» побеседовала с режиссером постановки
Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

В начале декабря в ульяновском театре драмы намечена большая премьера – там покажут спектакль «Капитанская дочка» по одноименной повести Александра Пушкина. Известную историю любви, которая разворачивается на фоне страшных событий в Российской империи, происходивших в 18 веке, зрители смогут увидеть 4, 6 и 8 декабря.

Это уже вторая работа режиссера Олега Липовецкого на ульяновской сцене – в прошлом году он поставил комедию под названием «Кабала Святош», которая успела полюбиться театралам.

Накануне премьеры спектакля режиссер дал интервью «Комсомолке», в котором рассказал, чего ждать ульяновцам от новой постановки.

Фото: Сергей Чалый.

Фото: Сергей Чалый.

О месте, времени и авторе

О том, чтобы поставить «Капитанскую дочку» на ульяновской земле, Олег Липовецкий задумался в прошлом году, когда впервые приехал в наш город. Здесь на здании театра он увидел табличку: на этом самом месте стоял дом, в подвале которого больше двадцати дней томился Емельян Пугачев.

При этом напротив театра красовался памятник Суворову – предводителю, который этапировал Пугачева в Москву. В Симбирской губернии родился Николай Карамзин, который написал «Историю государства Российского» - одну из любимых книг Пушкина. Да и сам Александр Сергеевич бывал в Симбирске. А его главный герой, Петр Гринев согласно повести родом из Симбирской губернии. В общем, сошлось столько всего, что, как говорится, сам бог велел поставить пьесу именно в Ульяновске.

- Есть знаменитая театральная формула у Вахтангова: время, автор, коллектив. Когда ты берешь пьесу, то должен понять, почему именно сейчас, именно этого автора и именно в этом коллективе ее нужно ставить. К этой формуле я бы добавил еще место – почему именно здесь, - рассказывает Олег Липовецкий. - Если мы возьмем «Капитанскую дочку», то становится понятно, что это актуальное произведение для нашего времени. То количество насилия, которое присутствует сейчас в мире, и то, которое описано в истории пугачевского бунта, несколько соотносится. История Российской империи всегда была тяжела, потому что под короной стояло слишком много народа, и история взаимоотношений государств тоже была непростой, что тогда, что сейчас. Ну и, конечно, должны быть актеры, которые могут сыграть пьесу, и они здесь есть.

Спектакль рассчитан на зрителей от 14 лет – ту аудиторию, которая начинает изучать это произведение в школе.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

О театре и артистах

На вопрос, почему режиссер из Петрозаводска, который долгое время работает в разных театрах страны, вновь выбрал именно нашу сцену, Олег Липовецкий отвечает просто: это обоюдный выбор, который сделали он и наш театр.

- Мне кажется, что наш первый опыт взаимной работы удачный. По крайней мере, он нравится мне и, как мне кажется, нравится зрителю. У нас случился контакт с артистами и театром в принципе, поэтому, когда была предложена следующая работа, я естественно согласился, - говорит режиссер. – В стенах театра мне комфортно находиться.

Здание, по мнению Липовецкого, в прекрасном состоянии, организация цехов на высоком уровне. А что касается технической составляющей, то тут есть несколько моментов. Первое – это мало света.

- Театр прекрасен тем, что это синтетическое искусство, оно использует все направления – и видео, и цвет, и свет. Свет во многом заменяет в театре камеру, он делает крупный, общий, средние планы, дает настроение. Для этого здесь возможностей маловато, но это, конечно, не зависит от самого театра, тут ему должны помочь сторонние силы, так как всю новую технику не потянуть самостоятельно, - считает режиссер. – Второй момент – было бы хорошо, если бы у театра появился мощный профессиональный видеопроектор. Нынешний тянет лишь для малой сцены.

Но все это – только рабочие моменты, и с ними команда справляется.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

О костюмах, пластике и музыке

К слову о том, кто работает над спектаклем. Олег Липовецкий собрал команду проверенных творческих людей, с которыми он уже работал не раз. Например, художник Яков Каждан. Он создал выдающуюся сценографию и коллекцию костюмов, которая напоминает коллекцию от кутюр.

- Многие из некоторых костюмов я бы носил в жизни – они очень стильные. Яков создал театральное пространство и поддержал пожелание режиссера – мне очень хотел создать на сцене непригодное для жизни пространство, - рассказывает Олег Липовецкий. – Ведь если говорить о том, в каком мире мы сейчас живем, то оно становится все более неподходящим для жизни, во всех отношениях: войн, экологии, отношений между людьми, политики. Все меньше места остается для жизни и все больше для конфликтов и насилия. Спектакль должен быть современным, поднимать те проблемы, которые сейчас актуальны. Театр – это в хорошем смысле инструмент быстрого реагирования.

Еще из «фишек» новой постановки – это музыка, над которой работает Александр Улаев – фронтмен санкт-петербургской группы «Самосад – бэнд». Саундтрек к спектаклю он записывал частично сам и частично со своей питерской командой. Композиции, которые прозвучат в постановке, написаны в стиле фолк-даб.

- С одной стороны, это даб-треки, электронная музыка, а с другой – народные мелодии, сыгранные на аутентичных инструментах. Нужно было схлестнуть две эпохи, и в этом мне помог композитор. Там звучат татарские, башкирские, русские инструменты, но есть современные тяжелые электронные ритмы, - говорит режиссер.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

Над пластикой в спектакле работала петербургский хореограф Ольга Васильева. Стиль близок к контемпорари-дэнс.

- Хореография – это один из способов передать то, что мы вынули из пушкинского текста, только в этот раз с помощью пластики будут переданы не чувства героев, а события, - говорит Липовецкий.

Репетировать спектакль начали с начала октября, то есть фактически «Капитанскую дочку» поставят на нашей сцене за два месяца, и это – оптимальный вариант. Услышав вопрос, как бы отреагировал Пушкин на постановку, режиссер засмущался и ответил: «Мне кажется, что ему как минимум было бы интересно посмотреть».

КСТАТИ

В «Капитанской дочке» заняты 23 актера ульяновского драмтеатра. Это практически вся труппа. Главные роли исполнят заслуженные артисты России Виктор Чукин, Владимир Кустарников, Елена Шубенкина, Михаил Петров, артисты Марк Щербаков, Алексей Гущин, Максим Копылов, Мария Прыскина.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

Фото: предоставлено "КП" театром драмы.

Подписывайтесь на «Комсомолку» в социальных сетях: «Вконтакте», «Одноклассники»,Facebook,Twitterи Instagram.