В рамках часовой беседы с общественниками, активистами и журналистами Мединский озвучил свою позицию по ряду злободневных тем
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Сегодняшним гостем Общественной палаты России стал министр культуры Владимир Мединский. В рамках часовой беседы с общественниками, активистами и журналистами Мединский озвучил свою позицию по ряду злободневных тем. Приводим наиболее интересные его высказывания.
О «реанимации» кинозалов в регионах
- Примерно 50 миллионов граждан лишены возможности посмотреть какое бы то ни было кино в кинотеатрах. Им надо садиться в машину и ехать в областной центр. С прошлого года Министерство культуры начало субсидировать открытие кинотеатров в малых городах России. До конца этого года мы планируем открыть 600 кинозалов, уже где-то около 150 работают.
О продаже билетов и очередях
- Надо гордиться тем, что наши граждане штурмуют не торговые центры в «черную пятницу», а Третьяковку, Пушкинский музей, Эрмитаж. Мы учли проблемы с наплывом граждан на выставку Серова. С того момента Третьяковка стала продавать билеты онлайн, начала формировать сеансы.
О льготах
- Мы единственная страна в мире, которая с позапрошлого года разрешила подросткам до 16 лет посещать музеи бесплатно. Вне зависимости от национальности, пусть это будут хоть граждане США, хоть любой другой страны. Это касается в первую очередь федеральных музеев. Но сейчас, по-моему, уже три четверти регионов ввели такую же норму в региональных музеях. Затраты на реализацию этой программы ничтожны, надо просто перестроить мышление и понять, что нет лучшего места для пропаганды наших ценностей, нашей истории, нашей культуры, для проведения уроков для школьников, чем музеи. Пытаться заработать на детях - кощунственно.
Об идее создать комиссию, которая бы вычитывала сценарии фильмов, снимаемых на госденьги
- Поверьте, у нас уже есть несколько экспертных советов, которые, работая на общественных началах (это и экспертные советы при Министерстве культуры, и экспертные советы при правительственном Фонде кино), тщательно изучают сценарии, прежде чем допустить те или иные заявки к получению государственных грантов. Если вы хотите реально принять участие в работе данной общественной комиссии, присылайте нам данные, объясните в письме, каковы ваши заслуги, квалификация, которая позволит вам работать наравне с профессионалами в этих общественных советах. Я обещаю сам лично изучить, посмотреть. Если вы отличный профессионал, мы с радостью пригласим вас на работу в экспертный совет. Но имейте в виду, что прочтение одного сценария займет у вас в среднем один рабочий день. И таких сценариев вы будете читать приблизительно 500 в год - если работать добросовестно и еще чуть-чуть недосыпать. Это я просто предупреждаю.
Министр культуры рассказал, что происходит с театрами, музеями, библиотеками и филармониями в нашей стране
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
О репертуарных театрах и «бродвейском опыте»
- Бродвейский опыт – это отсутствие государственных репертуарных театров. Там все театры, как правило, частные и, как правило, не имеют постоянной труппы. Это - прокатные площадки, на которых показывают разные спектакли разных творческих коллективов. Как только публика перестает приходить - репертуар меняется.
Европейский опыт - он смешанный. В Венгрии, например, много государственных театров. Это очень музыкальная страна, перенявшая наследие социалистического общества. В Австрии уже чуть поменьше, во Франции совсем мало, а Англии, считайте, государственных театров почти нет.
Мы унаследовали имперско-советский опыт. В Российской империи была так называемая дирекция императорских театров, которая хорошо финансировалась. На тот момент это были лучшие театры мира: Большой, Александринский, Мариинский... В советской системе это была государственная идеологическая отрасль. Вот это наследие мы и сохранили, оно большое. У нас действительно, как ни в одной другой стране мира, много театров. Практически все имеют постоянные труппы, постоянные артистические коллективы, а это - высокие затраты. Однако прежде чем начать что-то реформировать в этом отношении, разрушать, надо понять, какие конкурентные преимущества мы имеем, исходя из этой системы, и насколько это востребовано зрителями.
Приводим наиболее интересные высказывания министра
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
О посещаемости театров и филармонии
- За последние четыре года работы министерства культуры количество гастролей наших репертуарных театров по России выросло на 60%. Они стали в 1,5 раза больше ездить по стране, в глубинку, показывать свои спектакли. Посещаемость федеральных театров увеличилась за эти годы на 20%, а их собственные внебюджетные доходы, то есть доходы от продажи билетов, увеличились на 80%. Это означает, что спектакли востребованы, зрители идут в театр. У нас вообще большой театральный бум сегодня. Такой посещаемости, как сейчас, в истории России и даже Советского Союза (там была другая статистика) никогда не было.
В прошлом году мы поставили абсолютный рекорд по продаже абонементов в Московскую филармонию. Рекорд со времен Луначарского, который ее основал. Только за одну ночь в онлайне на концерты классической музыки было продано 100 тысяч абонементов. Каждый абонемент – это несколько билетов. Прошел год. В этом году мы продали за ночь уже 200 тысяч абонементов. Компьютеры зависали, такого спроса никто не ожидал. Наверное, это говорит о том, что и классическое музыкальное, и театральное искусство очень востребовано в нашей стране. И его надо поддерживать.
О кинотеатрах
- В СССР показ иностранного кино регулировался и количественно, и качественно. Это создавало условия для наших кинематографистов. Государство выделяло им время для показа, ограждало от конкуренции с Голливудом, давало возможность развиваться. Вся кинотеатральная сеть была государственная, поэтому производство и последующий показ фильмов были очень выгодным делом. И экономически, и идеологически.
В начале 90-х годов вся кинотеатральная сеть (за небольшим исключением) была приватизирована. В кинотеатрах, как мы помним, открылись мебельные салоны, началась продажа автомобилей, продажа ковров и бог знает чего еще. Кинорынок в значительной степени захватили крупные иностранные компании-дистрибьюторы. В последнее время эта тенденция, к счастью, меняется. Мы стараемся в этом отношении прилагать все возможные усилия, чтобы поддержать отечественную киноотрасль.
Сегодняшним гостем Общественной палаты России стал министр культуры Владимир Мединский
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
О страховании наших картин, выставленных во Франции
- В Париже, в самом современном выставочном центре Европы - центре Louis Vuitton, - сейчас проходит выставка, которая, видимо, войдет, в Книгу рекордов Гиннесса, - выставка французских импрессионистов и наших авангардистов из Эрмитажа и Пушкинского музея. Мы ее вывезли благодаря помощи французского бизнеса, который за все это полностью заплатил. Еще и музеи на этом заработали. Посещаемость этой выставки - миллион человек. Нас попросили продлить ее еще на месяц. Страховая стоимость выставки составляет 3 миллиарда евро. Несложно посчитать размер страховой премии от этой суммы.
О посетителях библиотек
- Я сам часто хожу в библиотеки. Коллеги-библиотекари, посмотрите, сколько сколько людей у вас в читальных залах днем, удобный ли график работы, кто эти люди, сидящие в читальных залах? Особенно у компьютеров. Я нередко смотрю через плечо, что они смотрят. И у меня создается ощущение, что иногда не кандидатскую диссертацию или дипломную работу люди пришли делать, а пользоваться бесплатным интернетом в свободное время, которого, видимо, у этих людей много.
Мы очень гордимся теми руководителями библиотек, которые неформально подходят к своей работе и понимают, что библиотека – это уже не пункт хранения книг и их бесплатная выдача. Библиотека должна стать просветительским, образовательным, в какой-то степени даже досуговым центром для наших граждан. Чтобы они пришли вместе с детьми в библиотеку и узнали что-то новое, а не смотрели передачи, лежа на диване.
По окончании «круглого стола» Владимир Мединский дал «Комсомолке» эксклюзивное интервью. Читайте его в ближайшее время на kp.ru и слушайте на радио «Комсомольская правда».