Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Авто25 апреля 2017 22:00

Перевозка грузов: Не попасться на крючок

Какие нужны категории в правах, чтобы возить прицепы? И накажут ли за самодельный крюк на авто? [инфографика]
Если доработка на машине есть, а отметки о ней в свидетельстве о регистрации транспорта нет, то полагается штраф в 500 рублей. Фото: Денис СТРЕЛКОВ

Если доработка на машине есть, а отметки о ней в свидетельстве о регистрации транспорта нет, то полагается штраф в 500 рублей. Фото: Денис СТРЕЛКОВ

Дачные хлопоты на носу, перевезти всего столько нужно - потребуется вагон и маленькая тележка. Просто так в машину все не войдет, хоть десять ходок делай. И там - в полях и селах - вместительная повозка потребуется. Прицеп - вот идеальный вариант, но при отсутствии нужной категории в правах или фаркопа (прицепного устройства с крюком. - Ред.) у машины это совсем не вариант.

Не оказаться без колес

С недавних пор к крюкам-фаркопам стали внимательнее относиться гаишники. Заводские штатные крюки вопросов не вызывают, а вот самоделки... Потому что любое самовольное внесение изменений в заводскую конструкцию автомобиля является нарушением техрегламента (есть такой документ, который касается колесного транспорта в Таможенном союзе). Весь тюнинг, самопальная установка газобаллонного оборудования - все сюда относится. И самодельный фаркоп тоже.

Если доработка на машине есть, а отметки о ней в свидетельстве о регистрации транспорта нет, то полагается штраф в 500 рублей, а также вынесение предписания об устранении. Нужно будет в 10-дневный срок привести машину в исходное состояние, все лишнее снять, заменить на «родное» и показать в ГИБДД. Иначе просто-напросто снимут машину с учета. И ездить на ней уже будет нельзя. Только после устранения этой «неисправности» гаишники вернут документы на машину.

Опаснее всего оказаться под таким прессом случайно. Покупаешь машину с самопально приваренным фаркопом, попадаешься гаишникам на глаза - и пиши пропало.

Но есть и худший вариант: можно из-за фаркопа и прав лишиться. Если штатное место для крепления номерного знака расположено низко - на бампере (как у Chevrolet Niva, например), то крюк может частично перекрывать номер. Даже если он мешает различить лишь одну цифру в номере, инспектор может сфотографировать и составить протокол. А это уже формально попытка скрыть номер, за такое полагается штраф в 5000 рублей или даже лишение прав на 1 - 3 месяца. И судьи с такими решениями соглашаются, потому что буква закона такая, номер стоит «с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков».

Все имеет значение

Если с машиной все в порядке, фаркоп на ней стоит заводской или сделанный официально, то правовой чехарды будет много и с прицепами. Для буксировки самого обычного из них легковушкой никакой дополнительной категории не требуется. Просто В - и можно ехать. Но только если прицеп имеет полную массу до 750 кг. Если он тяжелее (например, это дом на колесах), то здесь есть особенности (см. схему). Возможно, потребуется специальная «прицепная» категория Е в правах. Это обучение в автошколе, экзамены, замена прав. То же самое и с грузовиками и автобусами.

Когда нужна категория Е

Когда нужна категория Е

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Если в нужных случаях категории Е в правах нет, то это приравнивается к езде без водительского удостоверения. За это полагается штраф от 5 до 15 тысяч рублей, водителя отстранят от руля, а машину заберут на штрафстоянку.