Премия Рунета-2020
Ульяновск
+15°
Boom metrics
Общество2 апреля 2009 22:00

Режиссер Дмитрий Аксенов: «С актерами мы дышим одним воздухом»

Комсомолка побывала в гостях у лауреата национальной премии «Золотая Маска» ульяновского режиссера и художника Дмитрия АКСЕНОВА.
Источник:kp.ru

"Комсомолка" побывала в гостях у лауреата национальной премии «Золотая Маска» ульяновского режиссера и художника Дмитрия АКСЕНОВА.

Сегодня Дмитрий является руководителем модного театра. Такое мнение сложилось у театралов об Ульяновском театре «Enfant Terrible»

Справка КП. «Золотая Маска» - Национальная театральная Премия, которая учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России

Об этом спектакле я слышала много восторженных отзывов, - и, давно хотела посмотреть постановку «Неизвестный цветок», в исполнении ульяновского театра-студии «Enfant Terrible». Впечатление от увиденной мной постановки - словами не передать: всплеск эмоций, удовольствие от честной игры актеров, неожиданная режиссура. Живой спектакль втянул с самого начала: зрители сопереживали бойцам, и невольно оказались рядом с бойцами, на поле боя. Эта история молодых ребятах, погибших в бою, рассказанная языком театра, не оставила равнодушным не только меня: многие пришедшие на спектакль не смогли сдержать нахлынувших слез. После спектакля, меня настолько переполняли чувства и эмоции, что я даже не смогла подойти к режиссеру, чтобы взвешенно и рационально рассуждать о принципах построения спектакля.

И, только на следующий день, я встретилась с постановщиком спектакля Дмитрием Аксеновым. А в перерыве, между репетициями, он ответил на все вопросы.

- В наше время произведения советского писателя Андрея Платонова на сценической площадке ставят редко. Чем, как режиссера, Вас, привлекла его прозе?

- К нему в свое время обращались Лев Додин из Санкт-Петербурга. А также его спектакль был поставлен в мастерской московского режиссера Петра Фоменко. Во время перестройки к нему обращались и другие театры. Чем интересна проза Андрея Платонова? Его язык необычен. А восприятие мира - уникально. Когда я впервые прочитал историю об удивительном и сильном цветке, она отпечаталась в моей памяти. Рассказ «Неизвестный цветок» вызвал потрясение. И, уже впоследствии, я мысленно обращался к этому материалу, и пытался представить и понять, как это можно сделать в театре. Ведь литературный язык Платонова очень специфичен и сложен. Но, видимо пришло то время, когда мне захотелось перечитать его рассказы. Два его произведения «Неизвестный цветок» и «Одухотворенные люди» связались в одно целое. И, получилась такая «сказка-быль».

О чем речь в этом импровизированном произведении, показанном нами на сцене? Эта история о жизни и смерти молодых ребят. Они не думали о себе, о том, в каких условиях они живут. Они знали, что они должны остановить вражеские танки. А сегодня, пользуясь благами цивилизации, мы начинаем забывать, благодаря кому мы можем ходить по этой земле, жаловаться на что-то, брюзжать и плакаться по поводу суровой жизни.

- Чтобы родился такой пронзительный и в одно и то же время живой спектакль, наверное, нужно много трудится?

- Работать было радостно и, в то же время, сложно. Текст к этой постановке мы корректировали по ходу спектакля вместе с актерами.

- А Вам, как режиссеру, сложнее всего?

- Знаете, работа над каждым спектаклем - непрерывна и повседневна. Если ты идешь, к примеру, по улице, едешь куда-нибудь, или сидишь дома, занимаешься каким-то делом – мысленно возвращаешься к спектаклю. А когда начинаешь работать на сцене с актерами, все твое существование подчинено этой идее. А все остальное становится, - между прочим. Спектакль вдруг врастает в тебя какими-то корнями: происходит взаимопроникновение. Когда работаешь над спектаклем, сталкиваешь с большим количеством проблем, связанных с внутренним материалом. Эти проблемы необходимо решать. Всегда себя спрашиваешь: что хотел сказать автор? Согласуется ли его идея с нашим пониманием? И нет такого, что мы сделали спектакль и забыли о нем. Мы постоянно к нему возвращаемся, и назначаем повторные репетиции. И ставим себе вопрос: что с нами произошло? Мы же, сами понимаете, каждый день становимся другими. Значит, и спектакль должен меняться. И актеру нужно соотнести свое сегодняшнее состояние с пониманием того, что происходит на сцене. Мы постоянно думаем не только что сказать, но и как сказать.

- После такого всплеска зрительского внимания, которым вас окружают после спектакля, наверное, можно почувствовать себя знаменитым и «зазвездиться»?

- Главное, не почувствовать себя мэтром. «Звездность», я так полагаю, возникает на пустом месте. Раньше говорили: «забронзовел». Ощущение себя неким мастером, который все может и говорит: «Я знаю, как это ставить», - это кончина. Мир настолько безграничен, что невозможно сказать, что я всему научился и все умею. Всегда есть, что познать. Когда подходишь к этому миру с позиции ученика и когда жадность ко всему, что ты видишь, вокруг еще существует, есть надежда, что ты останешься «живым». А если сам себе сказал «Я – мастер», ты встал. А остановка – это два шага назад.

- Это точно. А как появился ваш театр?

- В свое время был резонанс: мы ушли из ТЮЗа и решили, чтобы наш демарш не стал комком грязи в кого-то, мы заявили о своем желании заниматься настоящим театром. И, конечно, первое, что хотели сделать, свой спектакль. А идея «театра-студии» давно витала в воздухе. В прошлом году, в день театра мы сыграли свою премьеру: «Трижды три», которую репетировали с февраля. И на фестивале «Лицедеи» получили премию «За лучший спектакль». Вот с тех пор и продолжаем «забаву». Теперь у нас 13 актеров и три спектакля. Сейчас в работе еще два спектакля. Даст Бог и если хватит сил, и если театр не развалится, мы покажем их примерно, через месяц.

- Хотелось бы узнать, как во время всеобщего кризиса вам удается выживать. Ваши спектакли проходят в малом зале Ульяновского областного театра драмы, и, наверное, кассовые сборы невелики…

- Денежный вопрос всегда стоял очень остро. Актеры вынуждены работать где-то еще, чтобы себя прокормить: все работают на двух работах: днем кто где, а вечером - в театре. Многие актеры театра еще и педагоги университета, профессора кафедры актерского мастерства. Есть проблемы и с помещением: мы зависим от графика работ в театре драмы. Хотя, если говорить о скорости выпуска спектаклей, то мы не отстаем от театра драмы: практически ежемесячно у нас выходит новый спектакль.

- А Вы давно занимаетесь режиссурой?

- Около 9 лет работал театральным художником в Пензе. Потом два сезона отработал в Ульяновском драмтеатре и сделал декорации к трем спектаклям: «Антигона», «За двумя зайцами» и «Цилиндр». Затем была работа в ТЮЗе. Желание заняться режиссурой возникло у меня недавно: постановочный опыт у меня был до этого. Театральное мышление, интуиция, тоже. Хотя какие-то вещи приходят с трудом, главное, что мы с ребятами понимаем друг друга. И, дышим одним воздухом.

Смотрите фотогалерею со сценами из спектакля "Неизвестный цветок">>>