Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды2 марта 2010 19:02

Михаил Державин: "Хороший характер у Роксаны, она за мной следит!"

Михаил Державин и Роксана Бабаян побывали в гостях у "КП"

В преддверии 8 Марта пара настоящих секс-символов российского театра и кино приехали в редакцию "Комсомолки", чтобы представить новый спектакль об отношениях мужчины и женщины «1002-я ночь». О нем, о семейных отношениях Державина и Бабаян, ну и, конечно, о любви - интервью звездного семейства.

- Сегодня в студии радио "Комсомольская правда" - Михаил Державин и Роксана Бабаян. Повод нашей беседы - предстоящая премьера нового антрепризного спектакля «1002-я ночь», которая состоится 14 марта. В преддверии женского праздника 8 Марта хотелось бы поговорить о мужчинах, о женщинах, обо всем, что с этим связано. Михаил Михайлович, расскажите о спектакле. Вы ведь играете султана.Державин. Да. Сейчас самый разгар репетиций, такой последний момент перед премьерой. Конечно, многое переделывается, многое убирается, многое рождается. Ну, как всегда, творческий процесс. Это очень интересная работа. Это музыкальный спектакль. Это совершенно прелестная история о Шахерезаде. Взаимоотношения султана и султанши, если так можно выразиться.

Корр. А Шахерезада – это, конечно, Роксана?Державин. Роксана, конечно.

Бабаян. Хочу сказать, что вообще это бытовая история человеческих взаимоотношений. Любая самая высокая классика строится на человеческих отношениях. И здесь абсолютно такая же история, милая, смешная, но и с коварством, со всеми подводными течениями. Михаил Михайлович регулятор этих взаимоотношений.

Корр. История дворцовых переворотов на восточный лад?

Бабаян. Да, чего там только нет. Но там есть мудрость, ирония, прежде всего, к самому себе. Это такая игра в игре. Это такой большой спектакль. Правильно Володя Матецкий сказал, что это гиперантреприза. То есть это большие декорации, новые технологии, новые танцы. Из Ташкента хореографы, танцовщицы.

Корр. Из Ташкента ткани и костюмы?

Бабаян. Да. Музыка Матецкого блистательная, два хореографа. Это радость, это такой праздник, это хорошее вино.

Корр. Роксана, получается, что вас на все восточное тянет. «Ханума» до этого была прекрасная, где вы играли, и сейчас «1002-я ночь». Чья была идея?Бабаян. «Ханума» тоже бытовая история. Но самое главное, мудрость человеческая – всегда любую историю, любую ситуацию может из плохой превратить в хорошую. Вот в чем мудрость.

Корр. Роксана, а дома вы всегда Михаила Михайловича перебиваете и историю из плохой в хорошую превращаете? Кто у вас дома главный?Державин. Видите, я сижу и молчу. Так часто бывает и дома.

Бабаян. Конечно, Михаил Михайлович начальник в жизни.

Державин. Я направляющее такое начало, говорю: хотелось бы это, хотелось бы это. А Роксана говорит: ну вот это подходит, это подходит.

Корр. То есть на самом деле вы выступаете с предложениями, а Роксана решение принимает?

Бабаян. А Роксана корректирует.

Державин. Я как художественный руководитель коллектива, а она директор, если говорить о театре.

Корр. А если говорить о доме? Когда это происходит, когда нет зрителей?Державин. Вы знаете, у нас есть кошечка, которая с удивлением смотрит, реагирует на все, что происходит. Она удивительная, как будто человек. Совершенно уникальная, красивая Дуня, Дуневьева. Это такая порода - вислоухая шотландская, скотиш фол.

Бабаян. Но брак породы.

Корр. Почему брак?Бабаян. У нее рожка сросшаяся.

Корр. Видимо, она от этого еще более любимая?Бабаян. Конечно.

Державин. Мы и взяли ее поэтому. Конечно, она любимица и участник всех наших событий домашних. И она очень хороший зритель. Поэтому я все время думаю: наверное, она понимает и передает какие-то мысли своим родичам, и мне надо быть аккуратным, осторожным в выражениях, в действиях.

Бабаян. Михаил Михайлович хочет сказать, что единственный, на кого он ориентируется в своих поступках: что подумает Дуня.

Корр. То есть то, что подумаете вы, его волнует во вторую очередь?Бабаян. Он понимает, что со мной он разберется. Но если говорить серьезно, то на самом деле семья состоит из будней. Естественно, мы люди эмоциональные, у нас у каждого профессия, и мы вместе существуем в профессии. Надо сказать, что Михаил Михайлович мудрец, как в жизни, так и на сцене, очень добрый и хороший человек. Поэтому мне не составляет особого труда этот мирный градус поддерживать.

Корр. Роксана, при этом и Михаил Михайлович, и вы, каждый из вас - огромного масштаба личность. Про кого-то говорят: «Что это за женщина?» - «Это жена Петрова». Про вас никогда не скажут: «Это жена Державина». Михаил Михайлович тоже не муж Роксаны Бабаян, а Михаил Державин и только во вторую очередь супруг. Не сложно ли при такой популярности? Это усложняет отношения или, наоборот, упрощает? Или это вообще остается за дверями дома?

Бабаян. Это за дверями дома, во-первых. А во-вторых, мы настолько к этому относимся спокойно, мы вообще не понимаем таких понятий, как звездная болезнь, которая определяет ширину плеч, градусы и статусы. Мы просто живем нормально, с уважением относясь ко всем другим, кто рядом с нами. Не потому, что мы такие хорошие, а потому что это наш характер такой. Я думаю, что это самое главное. Потому что все в жизни проходит, остается только самое главное – человеческие взаимоотношения. Недаром в Евангелии написано: «Относись к человеку так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

Корр. Какие-то домашние традиции у вас существуют при вашей занятости и в Лиге защиты животных? Недавно вы получили еще одно высшее образование, спектакли, у Михаила Михайловича невероятная занятость в театре. Остается ли время на домашние традиции, и есть ли такие, которыми вы никогда и ни за что не пожертвуете?Державин. Мы живем в том доме, в котором жили мои родители. У нас очень небольшая квартира, мы ее любим. Дом раньше стоял на углу Собачьей площадки, которую снесли. Собачья площадка это не там, где гуляли собаки, это была площадь в Москве. Это была улица Молчановка, там рядом родительный дом Грауэрмана, где появились на свет мои друзья – и Шура Ширвиндт, и Марк Захаров, и Андрюша Миронов. Дом театральный, в котором мы живем. Не в котором я родился. Там уже, к сожалению, нет родильного дома. Почему я перехожу от родильного до дома, в котором я живу? Потому что прошла жизнь. Казалось, 50 шагов или 150 шагов от того дома, где я появился на свет, до того дома, где мы обитаем. Это где театральное училище имени Щукина, это был вахтанговский дом, дом актеров Вахтанговского театра. Там жили мои родители, там жили знаменитые актеры Вахтанговского театра. Мы никуда не уходим от этого. Чтобы отдыхать, построили небольшой загородный дом. Но это родной Арбат между Калининским (теперь Новым Арбатом) и Старым Арбатом. Самое дорогое, что, наверное, есть, - это. Выходишь на улицу из этого дома и думаешь: рядом музей Скрябина, в который ты бегал мальчишкой, а тут театр Вахтангова, в котором работал папа, это училище, которое я закончил, теперь театральный институт им. Щукина. Все родное. Какое-то арбатское братство (я верю в него, оно существует), и очень рад, что Роксана тоже примкнула ко мне в этом отношении. И вот 30 лет в этом году мы вместе существуем. Внизу живет моя сестра. В общем, все родное. Наверное, поэтому помогает жить, когда рядом все окружение, которое ты знаешь с детства, существует. И рядом прекрасные люди, которых ты знал с малых лет, твои однокурсники преподают в театральном институте имени Щукина. И, знаете, хороший характер у Роксаны, она за мной следит.

Корр. Мне кажется, Роксана потрясающе мудрая женщина. А на театральной площадке, на площадке спектакля главная мужская роль у вас, у Роксаны - главная женская. Вся ваша семейная мудрость переносится на площадку?Бабаян. Вообще в этом спектакле у всех равные роли. То есть у всех так называемые длинные роли. Чтобы всем было интересно.

Корр. Одновременно, по-моему, 17 человек участвуют?

Бабаян. Да, 17 человек.

Корр. 17 главных ролей?Бабаян. Девять главных. Конечно, для меня очень важно, чтобы Михаил Михайлович сказал, что ты правильно играешь. Но надо сказать, что Михаил Михайлович очень деликатно говорит: да, ты это можешь сделать. И мне этого достаточно.

Корр. Учит вас каким-нибудь премудростям, тонкостям?Бабаян. Нет, не учит. Он мне говорит, чтобы все было слышно, видно и понятно. И иногда говорит очень деликатные вещи, которые я моментально воспринимаю. Хотя он не говорит, что ты сделай вот это и вот это. Он просто говорит вообще, так как он крайне деликатный человек. А потом он мне дает точку отсчета, которая для меня важна, я понимаю, что надо сделать и так, и так, а может быть, и не так.

Державин. В общем, с моими советами она разбирается по-своему.

Корр. Михаил Михайлович, а зачем вам игра в антрепризе? Не секрет, что молодым актерам нужно деньги зарабатывать, еще что-то. Но вам-то зачем?Державин. Вы знаете, интересно. Может быть, я не играл такую роль. Я очень любил играть в спектаклях Валентина Николаевича Плучека, они были всегда музыкальными. Я играл в спектаклях с Андрюшей Мироновым, который любил петь. И вдруг музыкальный спектакль, и я с удовольствием это делаю. Даже в Театре сатиры, в котором я работаю уже 43 года, в последней премьере меня Александр Анатольевич попросил спеть песню, которую когда-то пел Виталий Доронин в спектакле «Свадьба с приданым». Он там играл Курочкина. Я с удовольствием это делаю. Не потому, что я певец или какой-то музыкальный деятель, просто я с удовольствием играю в музыкальном спектакле. И когда мне предложили сыграть вот такую роль, музыкальную, танцевальную… Вообще полезно, наверное, после 70 лет встряхнуть организм творческий и двигаться с молодежью, петь, танцевать.

Корр. Александр Анатольевич не ревнует вас к антрепризам?Державин. Он меня отпускает на то, чтобы я играл в антрепризе. Он понимает: «Наверное, это интересно для него, я не могу дать Мише такую роль, которую он сейчас играет в антрепризе». И он идет мне навстречу.

Бабаян. Еще хочу сказать, что этот спектакль… Есть такой штамп - антреприза. Антреприза - это просто некое соединение актеров. Другое дело, что, к сожалению, само слово немножко захватанное. Но хочу сказать, что этот спектакль может быть украшением любого театра. Потому что и по декорациям, и по звуку, и по свету, и по звездам, которые там существуют, и по музыке, и по уровню, который наполняет этот организм, - здесь это слово немножко принижает градус.

Корр. Как бы вы назвали тогда?Бабаян. Я бы просто назвала музыкальным спектаклем-дивертисментом. Это большой музыкальный спектакль, комедия, комедия положений.

Корр. Неужели сюжетов «1000 и одной ночи» было недостаточно? Почему потребовалось создавать полностью оригинальный спектакль?Бабаян. Потому что «1000 и одна ночь», если говорить по истории, то это трудная и плодотворная работа Шахерезады для того, чтобы… Это такая психокоррекция султана, если говорить нашим обычным языком. А «1002-я ночь» - это некая ситуация, которая внутри большой султанской семьи, в которой есть и племянник, и сестра-вдова, и визирь, у всех есть родство и куначество, и Шахерезада, которая практически негласно руководит Персией. Так и было на самом деле. Что такое 1000 и одна ночь? 1000 – это замкнутый цикл, а одна – это некое бесконечное продолжение. Это если говорить философски. Поэтому 1000 и одна ночь. Это восточная мудрость, восточная философия. 1002-я – это новый цикл, это новая история семьи, новая история того, что происходит в этом государстве. Это система взаимоотношений, потому что когда семья правит государством, от этого зависит, что будет в самом государстве. Я там говорю: «У нас сейчас стабильность, прозрачность и вертикаль. А что будет, если будет переворот? Это будет туманность, горизонтальность…» И это система взаимоотношений людей. Это борьба за власть.

Корр. Получается, здесь еще масса философии государственного масштаба?Бабаян. Там смешная история. Конечно, там суть переворота. Шахерезада, понимая ситуацию, является неким проводником этой авантюрной идеи, которая разворачивает ситуацию, и все счастливы. Она всех женит.

Корр. Женщина всегда права.Державин. Но я борюсь с этим в спектакле. Мне все-таки хочется быть главным. И это мне позволяют по пьесе, по тому как это задумано режиссером. Хотя он преклоняется перед Шахерезадой, но он хочет все-таки быть первым для страны.

Бабаян. Он и есть первый для страны.

Корр. Приглашайте на премьеру.Бабаян. 14-15 марта, театр Вахтангова. Мы вас ждем с удовольствием. 22-23-го - Театр эстрады.