2018-04-02T13:30:05+03:00

Правда и мифы о «Сапсане»

Суперпоезд перестает быть в России в диковинку
Поделиться:
Комментарии: comments18
Изменить размер текста:

В декабре 2009 года, когда «Сапсан» запускали по маршруту Москва - Санкт-Петербург, он совершал по три рейса в каждую сторону. В апреле число суперпоездов сначала увеличили до пяти, а потом и до шести рейсов в день. И, несмотря на это, средняя наполняемость поездов нисколько не снизилась! В пресс-службе ОАО «РЖД» сообщили, что с начала эксплуатации на поездах «Сапсан» проехали более 411 тысяч пассажиров, а каждый поезд наполняется в среднем на 85%. И это в среднем, так как есть и поезда-лидеры.

Дорогие ли билеты на «Сапсан»? «Если бы было дорого, не ездили бы, - говорит Марина, пассажирка чудо-поезда. - Я считаю, что 2500 рублей - вполне приемлемая цена за поездку в «Сапсане». Едешь и чувствуешь себя так, будто ты в Европе. Наконец-то и в России появились такие поезда, о которых раньше можно было только мечтать».

Сегодня минимальная цена на проезд в эконом-классе «Сапсана» - 2406 рублей. Если одновременно покупать билет туда и обратно, получаешь скидку 10%. А с 1 июня РЖД снижает стоимость проезда во всех поездах «Сапсан», а два поезда (которые отправляются по воскресеньям в 6.45 из Москвы и Санкт-Петербурга) получат максимальную скидку. Билет в один конец будет стоить 1800 рублей.

Петербург - не единственный город в России, который стал намного ближе к Москве. Летом этого года РЖД планируют запустить поезда «Сапсан» до Нижнего Новгорода. То есть фактически скоростными поездами соединят Санкт-Петербург, Москву и Нижний.

Так что недалек день, когда высокоскоростные поезда станут в России таким же привычным видом общественного транспорта, как сейчас в Европе.

Но, конечно, вокруг любого новшества, да еще такого, как суперпоезд, рождается немало мифов. Один из них - ездить на таком поезде по нашим путям небезопасно для пассажиров. Мол, колеса изнашиваются быстрее, чем в Европе, а при российских морозах не все системы работают... Да, зима в России в этом году, как говорится, удалась. Однако в то время, как в Европе скоростные поезда стояли по многу часов под Ла-Маншем (потому что зима), в России «Сапсаны» выходили в рейс при температуре ниже 30 градусов и ехали со скоростью 200 км/час, не испытывая никаких затруднений. Была небольшая загвоздка с дверями - их отрегулировали в теплом депо, а на морозе они не всегда хорошо закрывались. Но, по словам Рольфа Эпштейна, начальника департамента московского представительства «Сименс», отладили все очень быстро. Эксплуатация российских «Сапсанов» рассчитана на температуру до минус 50 градусов.

Еще одна из «страшилок» - мол, колеса «Сапсана», летящего по российским железнодорожным путям, небезопасны для движения. Специалисты Центра технического аудита РЖД провели тщательную проверку. Выяснилось, что к качеству колес никаких претензий нет. Просто профиль колес не был рассчитан на наши морозы: профиль тут же подкорректировали.

Как рассказали в РЖД, вопрос износа колесных пар существует с тех пор, как была построена первая железная дорога и по ней стали ходить поезда. Износ колесных пар был и есть у всех поездов: и у грузовых, пассажирских, и у привычных электричек. И колесо, и рельс состоят из металла, и по законам физики при их взаимодействии образуется трение и, как следствие, износ материала. Так как поезд «Сапсан» высокоскоростной, износ колесных пар у него несколько выше, чем у обычных поездов. Поэтому каждые несколько тысяч километров пробега поезд проходит стандартную процедуру технического обслуживания, которая среди прочего включает в себя диагностику ходовых частей на специальном оборудовании. По результатам этой диагностики специалисты определяют сроки проведения планового технического обслуживания.

Вообще, как заявляют в РЖД, никаких серьезных технических вопросов к поезду «Сапсан» нет. А если и возникают какие-то особенности эксплуатации суперпоезда в России (что естественно при внедрении любых технических новинок), то специалисты «Сименса» тут же, что говорится, под рукой. Ведь по договору РЖД с германским концерном - это было одним из главных условий контракта - «Сименс» берет на себя техническое обслуживание продаваемых в Россию поездов в течение 30 лет. И все нужные детали и модули будут поставляться немцами.

- А какая проблема внедрения «Сапсанов» в России оказалась самой неожиданной? - спрашиваю начальника департамента московского представительства «Сименс» Рольфа Эпштейна.

- Полки для багажа оказались малы, - улыбается господин Эпштейн. Оказалось, что многие наши пассажиры, в том числе и VIP, очень любят ездить с большими сумками и чемоданами. Российский инстинкт мешочника...

Чтобы развеять все мифы о поездах «Сапсан», немцы пригласили на свои заводы группу российских журналистов, чтобы те своими глазами увидели, насколько качественно делаются высокоскоростные поезда для России. Город Крефельд славился раньше производством бархата и шелков, но сейчас известен именно как столица суперпоездов Velaro.

На заводе в ходу наиболее передовые технологии, в том числе и формата 3D. В то же время многие узлы и детали собираются вручную, чтобы не допустить малейшего брака. Специалисты только высококвалифицированные, даже если это и приезжие работники. Без стажировки в Германии их и близко не подпускают к цехам. Прежде чем покинуть завод, вся техника обкатывается дополнительно в собственном испытательном центре «Сименс». Суперпоезда, сошедшие с рельсов завода в Крефельде, бегают во многих странах Европы, не говоря уже о самой Германии.

Эти поезда - самые быстрые в мире. Рекорд скорости был установлен в Испании между Мадридом и Барселоной: 404 километра в час. В России пока о такой скорости можно только мечтать. Это и понятно - мы только начинаем модернизировать свои железные дороги. Однако в ходе пробного рейса на одном из участков железной дороги линии Москва - Санкт-Петербург «Сапсан» разогнался до 281 км/час. На сегодняшний день это абсолютный рекорд скорости. И сразу понимаешь, почему детище «Сименс» назвали в честь самой быстрой птицы - «Сапсан». В то же время без соответствующей подготовки инфраструктуры этого сделать невозможно. Как пояснили в РЖД, с 2007-го по конец 2009 года была проведена реконструкция маршрута Москва - Санкт-Петербург. И эта линия полностью готова для высоких скоростей.

«Сапсан» (Веларо РУС) - одна из новейших разработок семейства скоростных поездов. Полностью адаптирован для эксплуатации в России с учетом как ширины железнодорожной колеи, так и климата. Здесь ставятся особые системы вентиляции и охлаждения, увеличено число камер видеонаблюдения. Более того, даже форма головной части «Сапсана» изменена специально. Как известно, в России машинист, управляющий поездом более 3 часов, должен иметь возможность работать стоя. Пришлось немцам менять высоту потолка кабины машиниста и расширять ее в целом, чтобы там могли находиться два человека, как это принято в российских поездах. А для освещения пути были установлены более мощные сигнальные огни: для любителей переходить железные пути не там, где нужно.

К сожалению, красивый белый поезд привлекает повышенное внимание хулиганов и вандалов. В РЖД говорят, что с начала эксплуатации поездов «Сапсан» вандалы уже разбили 20 оконных блоков и повредили лакокрасочное покрытие на 14 вагонах. Пассажиры не страдают, так как стекла делаются из травмобезопасного многослойного материала. Но материальный ущерб от этого весьма ощутимый.

Кстати, как оказалось, хулиганье любит забрасывать камнями скоростные поезда не только у нас. Вандализм есть и в Европе. Там их просто наказывают пожестче.

Что любопытно - по словам специалистов завода, их высокоскоростной поезд не наносит ощутимого вреда экологии. Для преодоления 100 километров пути на одного пассажира поезду требуется энергия в эквиваленте всего 0,33 л бензина - ровно столько вмещает банка кока-колы.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также