Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире19 января 2011 8:15

За неотгулянный отпуск в Тунисе вернут полную стоимость путевки

Как вывозили туристов из мятежной страны, рассказывают представители МИД, Ростуризма и авиакомпании "Трансаэро"

Во вторник в двенадцатом часу ночи из мятежного Туниса в Москву прилетели больше сотни россиян. В выходные, напомним, самолет "Трансаэро" привез на родину 240 человек, которые были вынуждены прервать свой отпуск из-за беспорядков в средиземноморской стране.

Вроде бы остается выдохнуть и порадоваться: никто из наших соотечественников не пострадал. Но, с одной стороны, многие упрекают власти - мол, слишком поздно вывезли наших граждан из опасного места. С другой - обвиняют в том, что билеты на самолет из Туниса в Москву продавали за 500 и чуть ли не за тысячу долларов. С третьей - сами-то туристы вообще недовольны, что их заставили покинуть отели, они отдыхали себе и знать не знали ни о какой революции!

Чтобы разобраться во всем этом, в пресс-центр "Комсомольской правды" мы пригласили заместителя директора консульского департамента МИД РФ Александра Просвиркина, начальника правового управления Ростуризма Изо Арахамия, исполнительного директора Ассоциации Туроператоров России Майю Ломидзе и заместителя генерального директора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрия Столярова.

НЕ ЭВАКУАЦИЯ, А "ОРГАНИЗОВАННЫЙ ВЫЕЗД ЖЕЛАЮЩИХ"

- Ни один российский гражданин - будь то турист или человек постояннно проживающий в Тунисе - не пострадал во время беспорядков в этой стране. Это главное, - заявил на пресс-конференции заместитель директора консульского департамента МИД РФ Александр Просвиркин. - По официальным данным, в Тунисе постоянно живут 636 граждан России. А туристов на курортах было 253 человека.

- Почему-то многие туристы восприняли предложение туроператоров досрочно вылететь обратно в Россию как эвакуацию. Но об эвакуации речи не было. Речь шла об организованном выезде желающих уехать, - пояснил Просвиркин. - Эвакуация - слишком серьезное слово, решение о ней выполняется на высоком правительственном уровне, иногда подключаются даже вооруженные силы. Это, знаете, когда уходит последний пароход из Севастополя в гражданскую войну...

Разумеется, эвакуационный план существует в каждой стране, в том числе и в Тунисе. В данном случае он не был задействован, даже не рассматривался в ближайшей перспективе, так как в этом не было необходимости, - продолжил дипломат. - Беспорядки не затронули туристические центры. Местные власти постарались, чтобы этого не случилось. Но имидж страны как места отдыха и так пострадал серьезно. Думаю, что в дальнейшем власти не будут рубить сук, на котором держалась значительная часть экономики Туниса, и приложат все силы, чтобы нормализовать обстановку.

МИД выпустил рекомендацию не посещать Тунис сразу после начала беспорядков, 14 января. В посольстве России в Тунисе и в Ростуризме были открыты круглосуточные "горячие линии". Но никакого официального решения о том, что граждане России в обязательном порядке должны покинуть Тунис, не было и нет. Некоторые туристы решили остаться там и продолжить отдых, это их право. Возможно, и они потом полетят через Европу, или Украину, или на корабле поплывут, есть масса возможностей покнуть Тунис.

- По нашим данным, организованных туристов из России - которые приехали с путевками, через турфирмы в Тунисе не осталось, - дополнила Изо Арахамия. - Я работала начиная с 14 января на "горячей линии" Ростуризма. Звонили наши туристы из Туниса, люди, которые там работают, звонили их родственники из разных регионов России. Всех интересовал в основном один вопрос: как и когда можно покинуть Тунис. Но звонила, к примеру, женщина и с такой просьбой: "У меня все в порядке. Я не хочу отсюда уезжать. Запишите мои данные, чтобы меня насильно отсюда не вывозили".

НЕ ПОЕХАЛ В ТУНИС? ПОЛУЧИ ДЕНЬГИ!

- По Закону об основах туристской деятельности в случае возникновения таких чрезвычайных ситуаций, как в Тунисе, турист вправе расторгнуть договор и получить деньги за те услуги, которые не были использованы. Например, человек купил тур в Тунис на три недели. Но вернулся через неделю. Две недели проживания в гостинице он не использовал - значит, туроператор должен вернуть ему стоимость этих дней, - объяснила, в свою очередь, Изо Арахамия. - Для этого должно быть официальное подтверждение, что существует угроза жизни и здоровью граждан. По ситуации с Тунисом есть официальное заявление МИД РФ, юридически его достаточно. Тем более что и туроператоры, и турагентства были проинформированы. Да, туроператор не виноват, но он должен взять на себя эти расходы.

- На самом деле людей, "недогулявших" отпуск в Тунисе, не много - больше тех, у кого на руках путевки на конец января. В этом случае очень важно прийти в свое турагентство и расторгнуть договор - до той даты, когда должен был начаться ваш тур, - пояснила Майя Ломидзе. - Вы получите стопроцентный возврат денег. Так сейчас реально и происходит в турфирмах.

До суда дело дойти не должны, туристам возвращают деньги. Были единичные случаи, когда туристы просто решили не ехать в Тунис. Но в агентство пришли уже после того дня, когда должны были улетать. Вот в том случае ни на какую компенсацию рассчитывать нельзя, так как не был официально расторгнут договор.

БОЛЬШИНСТВО ПАССАЖИРОВ ЗА БИЛЕТ НЕ ДОПЛАЧИВАЛИ

Подробности того, как вывозили российских туристов, рассказал Дмитрий Столяров, заместитель генерального директора "Трансаэро":

- Наш рейс 16 января был не эвакуационным, а регулярным, выполнялся по расписанию. За исключением некоторых обстоятельств. Первое: была информация о том, что закрыто воздушное пространство над Тунисом. В субботу, 15 января, сотрудники авиакомпании работали над получением разрешения на выполнение этого рейса. Второе: совместно с Ростуризмом и посольством России мы приняли решение отправить самолет большей вместимости, чем обычно - "Боинг 767-300".

И третье: из Москвы в Тунис самолет летел без пассажиров. А обратно привез 240 человек. Пассажиров с билетами "Трансаэро" было 180 человек - на этот рейс или на другие наши рейсы. Все они получили возможность вернуться на этом рейсе. Перелет входил в стоимость путевки, они ничего не доплачивали. Помимо этого нашлись еще люди, которые хотели улететь в Москву. В том числе и группа кинематографистов. Мы приняли решение совместно с консулом в первую очередь регистрировать на рейс женщин с детьми и пожилых людей.

Поэтому меня удивляют эмоциональные выступления некоторых туристов, которые говорят, что билеты продавали за дикие деньги. У меня есть список всех пассажиров, распечатки билетов - кому и за сколько они были проданы. Я нашел в списке пассажира, который громко возмущался - оказалось, что у него билет входил в стоимость путевки. И он не заплатил дополнительно ни копейки, без проблем улетел.

Продали мы 24 билета, по фиксированной цене 210 долларов. Это цена, которую мы обычно даем только туроператорам - фактически себестоимость. Еще 17 мест на рейсе были предоставлены съемочной группе Игоря Бочкина - по той же цене 210 долларов. Часть группы осталась, так как мест просто не хватило. Со съемочной группой были большие проблемы, так как у нее было оборудование и муляжи оружия, которые было сложно провезти через систему безопасности.

Кроме того, им разрешили бесплатно перевезти 117 кг съемочного оборудования. Чтобы оплатить перевес, у них не было валюты, поэтому было принято такое решение. Рейс задержали только из-за загрузки кинотехники в самолет. А они, видимо, уже решили начать промоушен того фильма, который снимали в Тунисе...

Рейс "Трансаэро" на 23 января из Москвы в Тунис отменен. Дальше будем следить за ситуацией. Если беспорядки в Тунисе будут продолжаться, рейсов не будет и дальше.

Рейс тунисской компании "Нувель Эйр" тоже не был ни чрезвычаным, ни эвакуационным - просто его перенесли с 19 января на 18-е. И он прибыл в Москву во вторник поздно вечером.

КСТАТИ

156 тысяч россиян отдохнули в Тунисе с января по сентябрь 2010 года. Для сравнения: в Египет за это время слетали в 10 раз больше наших отпускников. Тунис не входит в десятку самых популярных у россиян курортов.

С точки зрения туристического сезона революция в Тунисе случилась, можно, сказать, вовремя. Если бы беспорядки произошли в июле, спешно вывозить пришлось бы не 300 российских туристов, а примерно 20 тысяч. Зимой в Тунисе нельзя купаться - слишком прохладно. В январе в Монастир, Хаммамет и Сус едут желающие сэкономить и побаловать себя сравнительно недорогими СПА-процедурами, которыми славятся курорты этой страны.

- Во второй половине января, после новогодних праздников, на туристическом рынке всегда спад, - рассказала Ломидзе. - В этом году он не больше, чем обычно, несмотря на декабрьский коллапс в московских аэропортах и беспорядки в Тунисе.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ОТПУСКА ЗА ГРАНИЦЕЙ НАЧАЛАСЬ ЗАВАРУХА

Итак, в Тунисе выкрутились. Но если что-то подобное случится в стране, где в это время будут отдыхать не триста россиян, а десятки тысяч? На какую помощь властей и туроператоров могут рассчитывать туристы, есть ли общая схема действий: кто за что отвечает в случае ЧП?

- Работники российских посольств за рубежом имеют план действий на случай ЧП. Особенно это касается тех стран, куда приезжает много наших туристов, - объясняет Александр Просвиркин. - К таким относится и Тунис. На работу в консульские службы мы подбираем людей с крепкими нервами. Потому что к консулу люди идут как раз в основном в случае проблем.

Заведующий консульским отделом посольства и другие сотрудники постоянно находились в аэропортах, откуда улетали наши граждане (в столице страны городе Тунис и курортном городе Монастир. - Ю. С.). В Тунисе консульский отдел небольшой. И работа с туристами в основном велась через туроператоров.

- Туроператоры, действительно, постоянно были на связи и оперативно подготовили списки туристов, которые находились в это время в Тунисе. Ассоциация туроператоров России отправила эти списки в Ростуризм, мы - в конусльский отел посольства РФ в Тунисе, - продолжает Изо Арахамия.

- Если, не дай Бог, беспорядки случаются на популярном курорте и в разгар сезона - когда туристов наших там несколько тысяч, и вот "вручную", как в этот раз, их не найти и не оповестить? Как должны действовать Ростуризм и наши дипломаты? Какова роль туроператоров? Как вести себя туристам?

- Если в случае ЧП у вас есть возможность самостоятельно связаться с консульством, лучше это сделать самостоятельно. Можно и через своего туроператора. Но при этом надо понимать, что во время политических беспорядков туроператор может оказаться не в состоянии решить какие-то вопросы на месте. Именно поэтому очень важно оповестить российское посольство о том, где вы находитесь и как с вами связаться.

Обратите внимание: вместе с путевкой туроператор обязательно должен предоставить вам информацию об адресах и телефонах посольства и консульств России в той стране, куда вы едете. Плюс у вас должны быть телефоны принимающей компании либо представителя туроператора на месте. В Тунисе именно эти люди сработали очень хорошо и оперативно, держали связь с туристами, консульством, Ростуризмом.

"Горячую линию" в Ростуризме организуют всегда, когда есть угроза безопасности нашим туристам. Ее телефон публикуют на сайте Ростуризма. В другое время Ростуризм можно обратиться по тел. +7 (495) 607 39 49, 607 35 11.

Читайте также:

Российские туристы: «Из Туниса улетать мы не хотели!»