Премия Рунета-2020
Омск
+19°
Boom metrics
Общество31 мая 2011 7:00

Омская школьница получила «ноль» по ЕГЭ за то, что назвала себя дурой

Девушка написала в бланке для сочинений, что собирается поступать на математический факультет
Источник:kp.ru

«Внимание! Все бланки и листы с КИМами (контрольно-измерительные материалы. – Прим. авт.) я испортила, так как: 1. я дура (бесспорно) 2. я тупая (тут тоже не поспоришь) 3. я не готовилась к лит-ре 3.1. так как лень 3.2. опять же так как дура 3.3. так как поступаю на мат.ф. У меня такое ощущение, что я всем мешаю своей уверенностью, отсутствием волнения, лихорадочным писанием (что аж на всю аудиторию слышно, как я пишу). Пойду-ка я домой, чтобы не мешать. 12.00 я ушла…вау» Будущая Софья Ковалевская, мечтающая о математическом факультете, получила за творческую часть экзамена по литературе ноль баллов. - Увы, на экзаменах оценивают не оригинальность ответов, а их правильность и грамотное написание, - говорит замдекана филологического факультета Омского госуниверситета Сергей Демченков. Фотографию бланка с ответом выпускницы даже разместили на сайте факультета. Но провисел он там недолго - возмутилось местное министерство образования. - Мы создали комиссию, которая будет разбираться, как эта информация появилась в открытом доступе, - сказала пресс-секретарь министерства Мария Капанадзе. Филологов убедительно «попросили» удалить с сайта нехорошую страницу. - Реакция, честно говоря, странная, - говорит Сергей Демченков. - Ведь на бланке нет ни имени, ни фамилии, ни номера школы. Никаких конфиденциальных данных мы не разглашали. Да и преподавателю, который проверяет ответы по ЕГЭ, они попросту неизвестны - эта информация по закону от него засекречена. У нас на сайте уже давно вывешиваются перлы из сочинений выпускников. И ни у кого никогда претензий по этому поводу не было. В министерстве образования заверили - ноль по литературе на поступление в вуз не повлияет. - Этот экзамен был по выбору, а выпускница пишет, что собирается поступать на математический факультет, - говорит главный специалист отдела общего образования Ирина Филиппова. - Для нее гораздо важнее баллы по математике и физике - они повлияют на зачисление. Кстати, и по литературе она, возможно, наберет какие-то баллы. Ведь школьнице поставили «ноль» только за творческую часть - С, а в обязательных разделах А и В, она судя по ее сообщению, на какие-то вопросы ответила. МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА «Это не реакция на стресс, а обычная подростковая бравада» Ирина Хитрина, заместитель декана факультета психологии Омского педагогического университета: - Обратите внимание на время - 12 часов. Если бы у школьницы был стресс, она бы ушла еще в начале экзамена. Были бы слезы, истерика. А тут ровный почерк без всякого намека на стрессовое состояние. Судя по тексту, девочка - очень волевой человек, который стремится отстаивать свою точку зрения. Да еще и с хорошо развитым логическим мышлением. Все изложила по-пунктам, расписала в виде плана. С другой стороны, видно, что человек погружен в себя, что совершенно нормально в этом возрасте. Она никого не обвиняет, просто хочет выделиться на общем фоне, что опять же свойственно, для ее возраста. А почему бы не воспользоваться случаем и не продемонстрировать свою оригинальность и непохожесть на других, если это никак не повлияет на аттестат и на поступление в вуз? МНЕНИЕ ФИЛОЛОГА «Детские работы - зеркало тех проблем, в которые ввергнуто взрослыми людьми наше образование» Наталья Щербакова, доктор филологических наук, доцент Омского педагогического университета:

- Нечто подобное я видела в 1982 году на вступительном письменном экзамене по русскому языку и литературе. Форма, правда, была другая, не столь лаконичная, но авторесса писала, что ее заставили пойти учиться в вуз родители, что она не хочет учиться, ей надоело и т.д. При этом она нелицеприятно отзывалась обо всех и обо всем, что видела в аудитории. Так что принципиально нового я здесь не вижу, если честно. Нова только форма: в виде плана никто ничего подобного не писал. Однако, тестовая система уже начинает давать первые плоды. В этом году читать сочинения было особенно скучно. Работы состояли из сплошных штампов. Самое удручающее впечатление осталось от аргументации собственного мнения, которое должно подкрепляться ссылкой на примеры из отечественной и мировой литературы. Поскольку ЕГЭ по литературе сдают не все, то зачем мучиться «читением» (так пишут!) книг? И аргументы в сочинениях жалкие, выморочные, и вообще все родом из детства. Выпускники рассуждают о глубине души золотой рыбки, о высоте цели кота Леопольда, о гуманном отношении Чебурашки к природе!. Есть «тонкие» социальные наблюдения о том, что поросёнок Фунтик занимался попрошайничеством. О том, как наши дети читают, свидетельствуют и потрясающие соответствия автора и произведения. Так, «Вишневый сад» написал вовсе не Чехов, а... Грибоедов. Но я бы не торопилась во всем винить только тестовую форму экзаменов. Видимо, какая-то часть наших выпускников не читала и читать не будет. Это было и раньше. Страшнее другое. Литературу как предмет школьной программы постоянно пытаются вытеснить на периферию. Это по-настоящему страшно, поскольку лишает школьника такого важного компонента языкового образования, как знакомство с эталонным, образцовым текстом. Без этого научить русскому языку НЕВОЗМОЖНО! Что до развитости детей, до их интересов, то тут наше общество, показавшее как можно без всякого образования жить припеваючи, дало детям незабываемые уроки и продолжает их давать. Ну, прочитаете вы всю литературу - и что? Это даст вам немедленный материальный успех? А как вам ежегодные издевательства над детьми и родителями, когда в канун вступительных экзаменов идёт сплошная чехарда приказов о том, что надлежит сдавать, чтобы поступить в вузы? Как вам нравится положение о том, что будущему учителю химии и биологии биологию и химию сдавать ни к чему? Детские работы - это зеркало тех проблем, в которые ввергнуто взрослыми людьми наше образование. А на зеркало нечего пенять!

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Это громкое «нет» учителю Учителя встали на дыбы: да как она посмела, эта 17-летняя девчонка! Что она себе позволяет... А действительно, что? Кто-то усмотрит здесь протест Единому госэкзамену, вцепится в это и снова начнет пиариться - мол, мы же говорили, что ЕГЭ должен быть отменен. И будет совсем не прав. Это не протест против тестов, экзаменов или самой системы образования. Это - громкое «нет» нашему дорогому и горячо любимому российскому педагогу! И не одному конкретно, а всем так себе учителям, которых почему-то в школе немало. Ведь именно преподаватель литературы не смогла привить любовь к своему предмету, не научила зачитываться уникальными произведениями нашей литературы. Не помогла открыть книгу и увидеть там героев, так похожих на эту вольнолюбивую девчонку, не испугавшуюся высказать свое отношение. И то, что она выразила свой протест довольно банально, используя жаргонизмы, - опять же вина учительницы словесности. Не научила. Классная руководительница не смогла помочь в выборе именно тех предметов для сдачи ЕГЭ, которые нужны для поступления. Школа расписалась в своей беспомощности. В советском фильме «Доживем до понедельника» девятиклассник Шестопал написал в сочинении одну фразу: «Счастье - это когда тебя понимают». А потом сжег все работы и оставил в урне с пеплом записку со стихотворением, где были строки: «Дураки остались в дураках. Сломанная клетка, кучка пепла, А журавлик снова в облаках». И когда парнишку собираются выгонять из школы, то преподаватель истории (Вячеслав Тихонов) вступает в спор с «обиженной» учительницей литературы. «Им отдаешь все до капли, а они...» - причитает она. «Что у нас есть, чтоб отдать, - вот вопрос...» - отвечает он. «Дураки остались в дураках, он пишет. Это кто? Боюсь, что в данном случае это и впрямь мы с вами... Но если он не прав, у нас еще есть время доказать, что мы лучше, чем о нас думают», - тихо замечает Тихонов. «Кому это я должна доказывать?!» - вскидывается литераторша. «Им! Каждый день. Каждый урок. А если не можем, так давайте заниматься другим ремеслом. Где брак дешевле обходится...» Так вот, дорогие педагоги, если ваш ребенок, а это именно ваш ребенок, позволяет выразить на бланке ЕГЭ такой крик души, то идите и займитесь другим делом... Дарья ТОКАРЕВА

КСТАТИ

Какие «перлы» выдавали выпускники в своих сочинениях

«В положении Раскольникова может оказаться каждый. Не сдав ЕГЭ, не получив аттестат, не найдя любимую работу...

. На сайте филологического факультета ОМГУ есть целая подборка перлов из сочинений по литературе за 2010 год. Орфография авторов сочинений сохранена.

А.С. Пушкин

«Дружба Онегина и Ленского прекратилась достаточно неожиданно: Онегин убил Ленского на дуэли»

- Они сошлись: огонь и пламя... - Ольга стала зазнобой Онегина... - Онегин не правильно понял свой дворянский долг. Евгений вовремя опоминается и уезжает в деревню, от всего городского разврата. Это своего рода тоже покаяние... - В сказке А.С. Пушкина «Золотой петушок» петушок клюет в нос царя, этим автор показывает свое отношение к этому царю... (Ответ на вопрос: "В каких еще произведениях русской литературы сатирически изображаются власть имущие и что роднит их с поэмой Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"): - В сказке Пушкина «Золотой петушок» сатирически изображен царь Дадон. Являясь царем, он живет в мире, где все умнее его самого. Даже Золотой Петушок. Попади Дадон в пореформенную эпоху, он бы тут же пропал. К счастью для них, они не попали в эту эпоху. А вот помещику Некрасова не повезло... - Дружба Онегина и Ленского прекратилась достаточно неожиданно: Онегин убил Ленского на дуэли... (О дуэли Онегина с Ленским): - Неудержимость и чистолюбие со стороны Ленского спровоцировали этот почти несчастный случай... (Экзаменуемому предлагается назвать стихотворения, перекликающиеся с пушкинским «На холмах Грузии...»): - А больше всех близок к Пушкину, конечно, Блок со своей «Незнакомкой»... (Анализ стихотворения «На холмах Грузии...»): - Само представление ночи уже навевает унылое восприятие. Ночная мгла несет в себе настроение печальное. Представление реки «Арагвы» ночью заставляет задуматься о какой-либо печали... В стихотворении Пушкина «На холмах Грузии...» жанр трагедия, потому что ему очень одиноко на холмах Грузии... [Абитуриент цитирует стихотворение]: - Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской трезвости колеблет твой треножник...

За такой ответ школьница не получила ни одного балла

За такой ответ школьница не получила ни одного балла

- В Пугачеве автора отталкивает его внешность и некоторые черты его характера... - Пушкин хотел донести до всех чувство безудержного полета над своими делами... - В романе «Евгений Онегин» происходят невоплотившиеся чувства между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным... - «Евгений Онегин" А.С. Пушкина так же хранит в себе тему трагичности женской судьбы. Елене и Евгению так и не суждено быть вместе... - Пушкин придавал большое значение этому слову [свобода], так он сам был несвободным человеком. Он находился в ссылке в Сибири... - Из русских поэтов к теме противостояния героя и толпы обращались: Байрон, Пушкин... М.Ю. Лермонтов

- В стихотворении ( «Как часто пестрою толою окружен...») описывается вся храбрость, все те слова, которые произносит герой идя в бой за родину, за любовь, за веру, за надежду...

- Лермонтов в своем стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» учит нас не губить природу...

И.С. Тургенев

«Базаров не понимает Николая Петровича, а ведь у них был совместный ребенок...»

- Базаров - биолог и акмеист... - Базаров приезжает в деревню и находит занятие важное для себя: разрезает мужика и рассматривает в микроскоп его органы... На могиле Базарова растут цветы (а не лопух) - символ любви... - Любовь в романе Тургенева рассматривается на примере двух молодых людей - Аркадия и Евгения... - Базаров не понимает Николая Петровича, а ведь у них был совместный ребенок...

Ф.М. Достоевский

«Фамилия Мармеладова звучит приятно и сладко».

- Роман «Преступление и наказание» раскрывает загадку личности проститутки...

- Раскольников год содержал Порфирия Петровича на свои деньги. За это он скостил ему срок на каторге...

- Мне кажется, что Раскольников мог бы работать дворником, но он этого не делал. Когда понадобились деньги, то он пошел и убил старушку...

- Старуха-заценщица...

- Раскольников рассказывает всё Сони Мармеладовой. Девушке посуте доброй, открытой душой, но зарабатывающей на жизнь достаточно мерским способом... (Из ответов на вопрос, почему Раскольников первой признался Соне в своем преступлении): - Потому что фамилия Мармеладова звучит приятно и сладко. А после этого она, как жена декабристов, поехала вслед за возлюбленным... - Именно этой доброй, сочувственной барышне [Соне], а не какому-нибудь морально разложившемуся полицейскому Порфирию Петровичу и сознался Раскольников... - Семья была для него [Раскольникова] глотком свежего воздуха в смраде тучных мыслей...

- Достоевский дает ему [Раскольникову] в руки топор и направляет совершить преступление - убийство... - Когда не сбылись его [Свидригайлова] мечты, то он подумал, что нужно придумать новые... - Порфирий Петрович - оксюморон, потому что он злой спаситель...

- В положении Раскольникова может оказаться каждый. Не сдав ЕГЭ, не получив аттестат, не найдя любимую работу...