Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Авто27 марта 2012 11:18

Российский автопром: жертва международного заговора или всадник без головы?

Тимур Хубаев о перспективах отечественной отрасли
Источник:kp.ru

Что сказать о нашем автопроме 2012? Тут, как говорится, или радоваться успехам, или играть похоронные мелодии. Третьего не дано. Я склоняюсь ко второму варианту.

Можно, конечно, сказать, что после длительной стагнации, он наконец-то преодолел кризис и готовится к серьезному рывку. А можно написать про то, что в ходе реализации новых подходов были сокращены миллионы реальных рабочих мест, что управление отечественным автопромом окончательно переходит к международным брендам, которые делают все для того, чтобы не выполнять обязательства по локализации производства комплектующих на территории России и о том, что проблемы эти никого в правительстве уже не волнуют.

Иначе как объяснить тот факт, что за пятнадцать лет, в течение которых постоянно говорится о локализации производства комплектующих, у нас ограничиваются стеклом, резиновыми изделиями да несложными автоприборами? Как объяснить, что в России последовательно уничтожается автомобильная наука и конструкторские кадры, производится тотальная зачистка автомобильного кластера ПФО от российских производителей автокомпонентов?

Иным определением, как выполнение «заказа» на наш автопром, я это назвать не могу.

Но как тогда объяснить тот факт, что именно не проработанный вопрос отношений с мировыми производителями автомобилей (сборщиками) в части позиции по автокомпонентам становится камнем преткновения при вступлении России в ВТО?

Правда, на этот вопрос есть свой ответ. Заказ на зачистку приняли лет десять назад, кошмарили-банкротили наших производителей, но не успели. Оказываться, чтобы квалифицированно произвести зачистку, тоже надо быть специалистами. А потом испугались. Будь это года два-три назад, вопрос о локализации отсох бы сам собой, а тут, после проблем с выборами в автомобилестроительных регионах Поволжья, где сконцентрировано основное производство, стали задумываться. Что с толпами безработных делать? Ведь вливаний, подобных тем, что были в 2010-11 годах, больше не будет.

А между тем вливания «на поддержание мира и спокойствия» в Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Ижевске, Тольятти и Ульяновске были колоссальные. На АВТОВАЗе, например, в две мифические структуры слили около 30 тысяч сотрудников, создали экономическую зону и несколько технопарков для их трудоустройства, подключили Минрегион и другие министерства, но так ничего за два года не смогли сделать. По разным оценкам, на поддержку отечественного автопрома в период кризиса влили около 200 миллиардов рублей – этого хватило бы на строительство несколько современных автозаводов – и все бесполезно. Программы не работают.

Стало понятно, что дальше «подторговывать» национальными интересами даже чиновникам нельзя – снимут. Уже понятно, что перспектива полного поглощения отечественного автопрома иностранными брендами в обмен на приход мнимых инновационных технологий может обернуться потерей до двух-пяти миллионов рабочих мест с соответствующим бюджетным обременением. А что с ними делать дальше никто не знает. Не метлы же всем выдавать!

Поэтому и вспомнили, что самое большое количество рабочих мест дает машиностроение, и прежде всего - автопром.

С учетом общемировых тенденций, к 2020 году трудоемкость в автопроме разделится так: 20% - у сборщиков, 80% - у производителей автокомпонентов, сырья, материалов и полуфабрикатов. Если применить эти цифры к России, то получится, что отрасль производства автокомпонентов сможет производить, а главное, продавать продукцию примерно на 1 триллион рублей ежегодно. Хотелось бы, чтобы этот триллион появлялся в России. Потому что мы или этот триллион заработаем, или будем вынуждены тратить 100 миллиардов на безработных от автопрома.

Поэтому вопрос номер один для нашего Правительства по автопрому - вопрос правильной постановки проблемы локализациии производства комплектующих иностранными компаниями, работающими в нашей стране в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями.

До настоящего времени не объявлены единые правила игры, все решается кулуарно, по договоренности. Необходимо разработать техническое задание, обеспечить методическое сопровождение по основному вопросу, по которому в настоящее время нет единого мнения: по принципу определения участников процесса локализации. Надо дать точное определение понятию «производитель автомобильных компонентов». Отсутствие методики или отраслевого стандарта по этой тематике позволяет трактовать локализацию «по своему» и из реальных 10-15% «рисовать» 30. Такое «свободное творчество» иностранных производителей наносит реальный ущерб экономике страны, оцениваемый в сотни миллионов долларов ежегодно.

Учитывая, что строительство заводов будет расширяться как за счет имеющихся брендов, так и новых, автоматизация учета и разработка обоснованных методик и стандартов и их незамедлительное внедрение просто необходимо.

Удивительно, но факт: в России невозможно получить достоверную статистику ни по производству автомобилей, ни по производству автокомпонентов, ни по проценту локализации. Мутная вода, а в ней, как известно… Поэтому другого варианта, кроме разработки государственной автоматизированной системы управления процессом локализации и учету его процента нет. Я не думаю, что этого не понимают и наши чиновники.

Так почему это не делалось раньше и не делается сейчас?

Ну не входило в планы наших министров заниматься локализацией, думали, что пронесет, поэтому и деньги на подобные работы не предусмотрели. Правда, известно, что когда очень надо, деньги находятся. Как с выборами. Ну кто мог представить, что за два месяца на дооборудование избирательных участков 20 миллиардов найдут. И всего-то: надо было два митинга провести.

А вообще, проблема эта настолько запутанная и значимая, что вполне можно ставить вопрос о необходимости принятия Федерального Закона «О локализации производства комплектующих для иностранных сборочных производств». Ведь в результате его принятия мы сможем получить два миллиона рабочих мест и по триллиону рублей ежегодно.