Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+10°
Boom metrics
Общество3 марта 2013 16:22

Новый голливудский фильм о перевале Дятлова оскорбил товарищей погибших: «Из трагедии близких нам людей сделали кассовый триллер»

«Комсомолка» посмотрела триллер американского режиссера вместе с ветеранами уральского туризма [видео]
Источник:kp.ru
Людмила Дубинина, Юрий Кривонищенко, Семен Золотарев, Николай Тибо-Бриньоль (слева на право) - реальные русские ребята, погибшие на перевале...

Людмила Дубинина, Юрий Кривонищенко, Семен Золотарев, Николай Тибо-Бриньоль (слева на право) - реальные русские ребята, погибшие на перевале...

В международный прокат вышел фильм американского режиссера Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова». За его основу взята реальная трагедия - так и не разгаданная тайна смерти девяти туристов из УПИ в горах Северного Урала в 1959 году. Мы пригласили на премьеру нового фильма в Дом кино современников тех страшных событий: туристов-романтиков - бывших студентов, которые ходили в далекие 50-е годы в походы вместе с погибшими ребятами из группы Дятлова. А потом искали тела девяти друзей во время поисковых работ.

Режиссера Ренни Харлина мы знаем как мастера триллеров. Самые известные его фильмы: «Скалолаз», «Крепкий орешек - 2», «Кошмар на улице вязов - 4». Ренни Харлин перед самым выходом своего фильма в прокат дал интервью «Комсомолке». Он заранее пообещал, что его версия «совершенно особенная, она взорвет мозг!». Правда, при этом заверил, что его взгляд на события вполне реалистичен.

В малый зал "Дома кино" пришли ветераны уральского туризма. Фильм их оскорбил

В малый зал "Дома кино" пришли ветераны уральского туризма. Фильм их оскорбил

- А вот и наша лыжница! Аллочка! - улыбаются мужчины, идя навстречу старинной подруге.

А лыжница, опираясь на палочку, идет к кассе за билетом. И глаза у нее молодые, живые и красивые.

Никогда еще у американского режиссера Харлина не было в России таких возрастных зрителей, собравшихся в одном зале. Пожилые пары, идущие «под ручку», одинокие подтянутые седовласые мужчины в выходных костюмах со значками «мастер спорта». Кое-кто пришел с внуками.

- Да не выйдет ничего у американца, - уже до премьеры ворчит профессор Бартоломей.

Петр Иванович - доктор наук, преподает в УрФУ. Он искал тела своих товарищей в 1959 году. Профессор говорит хорошие красивые слова:

- Хотелось бы, чтобы режиссер хоть немножко попытался передать дух нашего поколения, дружбы, чувства товарищества.

Итак, темнота в зале. В первые же минуты - знакомые черно-белые снимки. Игорь Дятлов, Люда Дубинина, Зина Колмогорова… Пятеро молодых успешных американских ребят отправляются в Россию, чтобы узнать тайну гибели этих ребят с фотографий, которые были их ровесниками. При этом они снимают каждый шаг своей недолгой экспедиции. Это жанр такой - псевдодокументальный триллер. Для документальности в начало фильма добавляют кадры с бессменным ведущим новостей ТАУ Иннокентием Шереметом и реальное интервью с одним из товарищей Дятлова.

Ладно, смотрим дальше. Зал недовольно вздохнул и зароптал, когда герои фильма - американские туристы - пришли навестить в психбольницу десятого члена туристической группы Игоря Дятлова. Оставшегося в живых благодаря тому, что сошел с маршрута. Еще бы не вздыхать, все прекрасно знали, на кого намекает режиссер: Юрий Юдин - их товарищ, тот самый десятый участник экспедиции, сошедший с маршруты. Находясь в здравом уме и доброй памяти, он живет в городе Соликамске. Клиентом психиатрии он никогда не был и судя по всему (а я лично общалась с ним три месяца назад) не собирается. Это был первый и последний вздох зрителей.

Довольные лица героев, идущих на поиски приключения. Русский самогон в баре Ивделя («точно такой же пили дятловцы», - уверяет ивдельский бармен, отлично говорящий на английском). Секс в палатке (а за палаточным тентом - суровый уральский мороз!). И, конечно, закадровые невидимые злые силы из спецслужб, чего-то там взрывающие, вызывающие лавину и тут же идущие отстреливать американских свидетелей. А на закуску – вырванный язык и маленький «освенцим» в подземном бункере, в котором проводят опыты над людьми: туда под конец попадают оставшиеся в живых американские герои. В общем, фильм развивался по законам своего жанра. А погибшие страшной смертью в 59-м году реальные русские студенты остались вроде как сбоку сюжета.

... а так в представлении режиссера выглядят современные американские туристы, поехавшие на северный Урал за разгадкой тайны гибели их сверстников в 1959 году

... а так в представлении режиссера выглядят современные американские туристы, поехавшие на северный Урал за разгадкой тайны гибели их сверстников в 1959 году

В какой-то момент мне становится стыдно. Ведь я пригласила этих людей в кино. Кино, в названии которого было имя одного из товарищей их юности - Игоря Дятлова. И они шли, на что-то надеясь: что режиссер попытается докопаться до истины, снимет что-то доброе в память их друзей. Они не хотят понять, что их личную трагедию использовали как бренд для сюжета кассового кино. И сейчас я буду спрашивать, что они думают обо всем этом, хотя уже знаю ответ.

Мои размышления прервал шевельнувшийся мертвец с экрана - это подвесил на крюк тело убитого американца молодой советский солдат. Как и обещал Харлин, цель достигнута - мозг зрителей взорван.

- О Господи, - прошептала пожилая женщина с заднего ряда. Дальше зал в полном молчании смотрел знакомые черно-белые снимки. Игорь Дятлов, Зина Колмогорова, Саша Колеватов...

Юрий КУНЦЕВИЧ, глава Фонда памяти группы Дятлова: «Если бы Юдин увидел, что его закрыли в психбольнице…»

- После фильма мне стало страшно, это же дети посмотрят, молодежь. Киношники ведь даже фотографию группы Дятлова сфальсифицировали. В кино у бармена висела якобы черно-белая фотография группы Дятлова. Будто Игорь Дятлов с товарищами пил в том же кабаке. А ведь ребята были спортсмены, непьющие совсем. Американцы просто не представляют, что такое зимний туризм в России, насколько это тяжело. Людям не до секса и выпивки, надо выживать. Хорошо, Юдин не видел, как его в психбольницу закрыли. Юра в выражениях бы не постеснялся. Обсуждать всерьез версию режиссера с воскресшими мертвецами и перемещениями во времени не стоит.

- 15 февраля, когда над Уралом пролетел метеорит, тысячи людей на себе почувствовали, что это такое. Страшная звуковая волна, разрушения... До сих пор версию с метеоритом, погубившим группу Дятлова, никто досконально не рассматривал. Может быть сейчас стоит серьезнее ее изучить?

- Если бы это был метеорит, то причину гибели бы сразу объявили. Скрывать ее, засекречивать нет смысла. Никто не виноват. Я все-таки за техногенную, реалистическую версию: испытания.

Петр БАРТОЛОМЕЙ, профессор УрФУ, товарищ Игоря Дятлова: «Доверил бы сыграть роль Игоря Дятлова… Пореченкову или Машкову »

- Я понимаю, что все это бизнес, киноиндустрия… Но я человек старого советского воспитания. То, что память наших товарищей, их фотографии использовали в чисто коммерческих целях, так, как хочется режиссеру, для меня оскорбительно. Кроме того, оскорбили наше государство. Тот же фантастический «освенцим» в бункере... Кстати, если обсуждать фильм, мне как ученому очень любопытно, где же они электричество для этого бункера взяли. Так что мнение о том, что в этих местах есть некий туннель, который авторы фильма взяли где-то в Интернете, совершенно лишено здравого смысла.

- Петр Иванович, допустим, к вам за консультацией обратился бы российский режиссер. Заодно посоветовался бы с вами, кого из современных актеров вы видите в роли ребят из группы Дятлова? Ведь вы же их хорошо знали, ходили с ними в походы.

- Пореченков и Машков, мне кажется, могли бы отлично показать сильные характеры этих людей. Людей нашего поколения. Вот случай: в одном из походов охотник случайно прострелил ногу Люде Дубиной. Ее несли на носилках по тайге почти 90 километров. Она вела себя мужественно, еще и переживала за ребят. Это очень показательно. Игорь Дятлов по характеру был скрытным, немного замкнутым. Но тот же Владимир Машков создал бы свой образ. Это была бы хорошая память о ребятах. А американцам этого не понять…

Алексей БУДРИН, участник поисковых работ, проходивших в 1959 году: «Фильм антироссийский»

- После такого кино власти, наконец, должны сказать правду, чтобы больше не было спекуляций на эту тему. Фильм просто антироссийский! Если государство виновато в смерти ребят, пусть возьмет ответственность. Ведь строй давно поменялся, рассекретьте дело! Я не хочу смотреть никаких художественных фильмов на эту тему с фантазиями режиссеров. Я хочу лишь знать правду о том, что произошло в 59-м на Северном Урале.

За помощь в подготовке материала благодарим екатеринбургский Дом кино.