В канун пятой годовщины гибели самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском появились подробности страшной авиакатастрофы, унесшей жизни 96 челове
Фото: Илья ДЕМЕНТЬЕВ
В пятую годовщину гибели самолета президента Польши Леха КачиньскогоP { margin-bottom: 0.21cm; }под Смоленском появились подробности страшной авиакатастрофы, унесшей жизни 96 человек. «Комсомолка» уже писала, что польские следователи в феврале 2014 года летали в Москву сделать еще одну копию записей «черных ящиков» с помощью других технологий. Это позволило расшифровать новые фрагменты записи, которые подтверждают: в кабине пилотов до последнего находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, настаивавший на посадке именно в окутанном туманом Смоленске.
- Это факт, мы должны это сделать, до конца! - давил генерал на пилотов.
- Поместишься. Смело, - говорил он уже на высоте 300 метров над землей.
Помимо этого широкоцитируемого куска польская радиостанция RMF FM в апреле опубликовала и другие выдержки из стенограммы, описывающих последние минуты жизни президентского борта номер один.
ПИВО В КАБИНЕ
Магнитофон регистрирует приглушенные голоса посторонних:
- Что это?
- Пивко. А ты не пьешь?
- А у нас есть топливо до двадцати? — спрашивает немного громче бортинженер.
- Есть, — отвечают ему.
«КОГДА ТОРЖЕСТВА?»
- Десять часов — и туман? — удивляется метеоусловиям второй пилот.
- У тебя тут, *****, приближение. Есть ли визуальный контакт, они не понимают этого вообще, — отвечает штурман.
- Что, *****? — говорит неидентифицированный человек.
- Когда начинаются эти торжества? — спрашивает штурман.
- Через час? — отвечающий не уверен в том, что говорит.
- Не знаю, но если мы не спустимся до минимума, эти рыбки не прыгнут, — частично непонятное высказывание командира самолета. (В рубрике «заметки» эксперты добавляют: «нервозность в голосе, легкое заикание»).
«У НАС НЕТ ВРЕМЕНИ»
Микрофоны в кабине регистрируют слова стюардессы Баси.
- Выпьешь?
- Даааа, — отвечает кто-то, названный «третьим лицом».
Командир передает информацию в кабину об условиях полета.
- Бася! — вызывает он главу персонала.— Выглядит не очень, появился туман. Неизвестно, приземлимся ли мы!
- Да? — удивляется женщина. Они не успеют, — говорит она.
- Sorry! — отвечает командир.
- Они должны там быть! — утверждает Бася или кто-то из посторонних.
- А если мы не приземлимся, тогда что? — спрашивает посторонний голос.
- Команды нет, — обращает внимание голос «третьего лица», записанный немного тише.
- Тогда уйдем, — отвечает второй пилот.
- Подождем полчаса. У нас нет времени, — добавляет капитан.
- Жарко будет! — говорит позднее штурман. Заметка к этому высказыванию объясняет: «в смысле, что будет горячая обстановка».
- Этого нельзя простить, — неясно утверждает второй пилот, после чего звучит не приписанное никому высказывание, которое может иметь связь с более ранним замечанием об отсутствии команды.
- С этим Яком я бы вернулся.
ПОСТОРОННИЕ В КАБИНЕ
Третьи лица и шум в кабине. На протяжении всей последней фазы полета в кабине звучат призывы к третьим лицам соблюдать тишину. Слышно слабое «Тихо там».
В кабине пилотов впервые появляется присутствующий до конца полета предположительно главнокомандующий ВВС Польши. Голос дважды спрашивает штурмана, говорит ли тот по-английски. Летчик отвечает «Так точно».
Экипаж ведет разговор с пилотами Як-40, который приземлился в Смоленске. Сообщение о нахождении облаков на высоте 50 метров и видимости в 400 метров вызывает беспокойство.
В кабине звучит вопрос:
- У них было так же?
- Нет, у них получилось, — отвечает второй пилот.
- Видишь! — отмечает «третье лицо».
«БУДЕМ ПЫТАТЬСЯ, ПОКА НЕ ПОЛУЧИТСЯ»
Разговор командира самолета с главой протокольной службы:
- Господин директор, появился туман, — говорит капитан, — При таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но, скорее всего, ничего из этого не получится. Следовательно, прошу обдумать, что будем делать дальше.
- Будем пытаться, пока не получится, — отвечает глава протокола.
- Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится, — говорит капитан самолета.
- Значит, у нас проблема! — констатирует дипломат.
- Можем полчаса повисеть и уходим на второй запасной, — предлагает командир.
- Какой запасной? — спрашивает неидентифицированное «третье лицо».
- Минск или Витебск, — отвечает капитан.
- Тогда, может, в Минск, — говорит тот же человек, который спрашивал про второй запасной.
- Господин директор, давайте вернёмся, — слышен женский голос.
«ЗНАЧИТ, БУХ...»
Во время подготовки к подходу в сложных условиях микрофоны в кабине регистрируют:
- Пошел, *****, отсюда!
- Да.
- Иди, *****.
- Спроси Артура (из экипажа Як-40), плотные ли тучи, — просит капитан.
Второй пилот докладывает, что плотность облаков составляет 400-500 метров.
- Такая плотность?! — спрашивает штурман. В заметках приписано «удивленно».
- Ну такая! — подтверждает второй пилот.
- Это издевательство! — утверждает кто-то, после чего второй пилот выходит на связь вновь и проверяет данные.
- Судя по тому, как было у нас, на 500 метрах мы были над облаками, — отвечает Як-40.
- Значит, бух, — констатирует бортинженер.
P.S. Главная военная прокуратура Польши заявила, что к журналистам документы попали незаконно и обвинили их в неточностях. И в итоге уже сама обнародовала записи на 200 страницах, чтобы «прервать спекуляции и объяснить недоговорки». Документы на польском языке можно посмотреть на официальном сайте прокуратуры.
«В кабине самолета, без сомнения, находились третьи лица. Уверенно можно заявить, что некоторые фразы принадлежат директору Мариушу Казане - главе дипломатического протокола МИД Польши. Нельзя исключить, что неидентифицированный голос, в конце полета произнесший фразу «сто метров», принадлежит генералу Анджею Бласику или иному лицу с похожим голосом. Другие неопознанные высказывания с большой долей вероятности не принадлежат экипажу», - говорится, в частности, в заключении на сайте прокуратуры.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Пляски страха на костях
Почему к очередной годовщине авиакатастрофы под Смоленском в Польше начался новый приступ антироссийской истерии?
Ровно пять лет назад, 10 апреля 2010 года, Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским, его супругой и еще 86-ю ВИП-персонами на борту рухнул, не дотянув несколько сотен метров до взлетно-посадочной полосы аэродрома «Смоленск-Северный». Все пассажиры и члены экипажа (общим числом 96 человек) погибли. (подробности)