Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Умные вещи11 мая 2016 11:00

Виртуальный мир приходит в реальный!

Наш обозреватель рассказывает о перспективах новой компьютерной технологии.
Александр МАЛЯРЕВСКИЙ
Один из наиболее простых вариантов использования VR

Один из наиболее простых вариантов использования VR

Погрузить человека в виртуальную реальность – не проблема. Создать VR-картинку (напомним, что VR – сокращение от слов «Virtual Reality») для глаз можно, используя продвинутый смартфон и относительно недорой шлем виртуальной реальности. Но вот вопрос: а как человек будет взаимодействовать с VR-миром? Вариантов много.

Простейший доступный вариант, который активно используют геймеры, – относиться к VR-шлему как к монитору нового типа, а для управления процессом использовать привычные девайсы: геймпад, мышку и т. д. Для такой задачи уже сделали и более продвинутые манипуляторы.

Для управления процессом можно использовать привычные девайсы.

Для управления процессом можно использовать привычные девайсы.

Есть, например, трехмерный джойстик Sony PS Move Motions, способный на многое. В него встроены датчики – измерители ускорения и магнитный компас – для повышения точности позиционирования его можно использовать с камерой PS Eye, которая отслеживает перемещение светодиодного «маячка» на джойстике. Размахивая им удобно управлять в виртуальном мире, например, мечом или бензопилой, при наличии «насадок» этот джойстик может превращаться в пистолет и даже автомат – стрельба в виртуальных мирах становится реалистичней, прицеливание точнее, реакция быстрее. При наличии двух джойстиков можно даже «боксировать».

При наличии двух джойстиков Sony можно даже «боксировать»

При наличии двух джойстиков Sony можно даже «боксировать»

Есть более хитрые решения, которые могут ловить движения без джойстиков. Microsoft Kineсt способен отслеживать положение тела и рук игрока, отслеживая их перемещения. Kinect позволит в VR-мире весьма реалистично управлять, предположим, сноубордом или, его водными аналогами.

Kinect позволят управлять жизнью в VR-мире весьма успешно.

Kinect позволят управлять жизнью в VR-мире весьма успешно.

Разумеется, перечисленные девайсы могут быть использованы как для игровых, так и для сотен деловых целей. Только тренировки на грани виртуального и реального миров актуальны для самых разных применений – от медицины до спорта и от танцев до армии. Для созидательных задач есть и более тонкие инструменты для «межмирового взаимодействия», например, перчатки, способные отслеживать движения кистей и пальцев.

Перчатки способные отслеживать движения кистей и пальцев

Перчатки способные отслеживать движения кистей и пальцев

Такие решения прекрасно подойдут разработчикам, творящим в виртуальных мирах – дизайнерам, инженерам, ученым и т. д. VR-перчатки находят применение и в тройных «трансграничных» задачах: из нашей реальности оператор, погруженный в виртуальную реальность, такими перчатками отдает задачи роботу, который повторяет его движения опять-таки в нашей реальности – находясь в агрессивной или в радиоактивной среде, а может и просто в труднодоступном месте. Как видно, не стоит думать, что VR – развлечение для геймеров, виртуальная реальность давно стала инструментом для самых разных областей человеческой деятельности, от прорывных до повседневных (в Петербурге уже водителей трамваев учат на тренажерах, использующих VR-технологии!).

Правда, есть проблема: как ходить по VR-миру? Джойстики и Kinect работают в пределах небольшой площадки «два на два метра», перчатки тоже не помогают перемещениям. Путешествовать же по виртуальному миру, «нажимая на кнопочки» мышек и геймпадов, все равно, что ездить по реальному миру в инвалидной коляске с моторчиком...

Устройства для путешествий «на своих двоих» по VR-пространствам есть, только они пока довольно громоздки. Можно поместить VR-путешественника внутрь сферы, которая будет вращаться от перемещений человека и несложная система датчиков сможет информировать компьютер о том, куда и как быстро движется наш герой.

Российская компания CyBall разрабатывает более сложную систему управления.

Российская компания CyBall разрабатывает более сложную систему управления.

Российская компания CyBall разрабатывает более сложную систему, в которой человек идет ногами по беговой дорожке, но сама дорожка помещена внутрь сферы, которая может вращаться (а это позволяет, в частности, имитировать движение «в гору» и «под горку»), а на путешественника надета «сбруя», позволяющая как определять положение рук-ног, так и давать обратную связь конечностям, имитируя сопротивление среды.

Очевидно, что такие решения найдут применения как уже не только игровые, оно хорошо подходит для различных стимуляторов, медицинских решений для восстановления подвижности и т.д.

Правда, с виртуальными мирами есть еще одна проблема – они могут быть небезопасны...