Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика9 октября 2017 13:10

Искусственный интеллект вытеснит юристов, бухгалтеров и переводчиков

По прогнозам экспертов, к 2025 роботы оставят без работы 7% американцев, к 2026 году — 40% канадцев, а к 2035 году они займут половину рабочих мест в Японии
Источник:kp.ru
Образование будущего станет намного доступнее. Фото: предоставлено Технопарком Сколково

Образование будущего станет намного доступнее. Фото: предоставлено Технопарком Сколково

В 2016 году производитель электроники Foxconn принял на работу 40 тысяч роботов и сократил 60 тысяч человек. По прогнозам экспертов, к 2025 роботы оставят без работы 7% американцев, к 2026 году — 40% канадцев, а к 2035 году они займут половину рабочих мест в Японии.

Как сохранить свою востребованность в мире будущего? Как получить новые профессии, которые сложно автоматизировать?

Ведущие эксперты обсудят, как изменится российское образование, на Московском международном форуме инновационного развития 2017 «Открытые инновации», который пройдет 16-18 октября в технопарк Сколково. Участница дискуссии «Life-longlearning. Междисциплинарность как ключевая компетенция» директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова рассказала «Комсомольской правде», какие уникальные новые возможности образования открылись перед всеми нами уже сейчас и как изменится образование будущего.

Век живи - век учись!

- В первую очередь, образование будет более длительным по времени, - сообщила Екатерина Морозова. - Термин «Life-longlearning» означает то, что человек будет учиться чему-то новому не только на школьной или студенческой скамье, а всю жизнь, как только он почувствует в этом потребность. Скорость изменений в нашей жизни стала настолько высокой, что на протяжении жизни нам придется менять несколько профессий. Профессии, которые существуют с 17-19 веков, - такие как почтальон, переводчик, бухгалтер и даже юрист - сейчас вымирают в силу автоматизации и прихода искусственного интеллекта. Подробнее о вымирающих и перспективных профессиях можно узнать в прекрасном исследовании российских экспертов «Атлас профессий будущего».

- Куда денется многочисленная армия юристов?

- Овладеет новыми профессиями. Сейчас целый сегмент профессий, который строится на запоминании и оперировании большими объемами информации, вытесняется искусственным интеллектом, который сделает все гораздо быстрее и качественнее, чем человек.

Вещи умнее хозяев

Учиться придется всем - и не только другим профессиям, но и технологиям, которыми человеку придется пользоваться в течение всей жизни.

- Даже переход от кнопочных телефонов к современным смартфонам с множеством приложений дался поколению 40-50+ нелегко, - констатирует Екатерина Морозова. - В отличие от детей, которые растут со смартфонами в руках. И поскольку новые гаджеты появляются каждый год, и технологии растут как грибы, новых задач вокруг нас становится все больше. Каждому из нас придется научиться пользоваться интернетом вещей. Умным холодильником и магазином (в котором не будет привычных людей- продавцов!), умными машинами и транспортом в целом, а также с множеством других интеллектуальных систем.

Из любой точки мира - в любую точку мира!

Образование будущего станет намного доступнее.

- Если раньше получение хорошего образования зависело от того, насколько близко человек находится от хороших школ и университетов, то уже сейчас отличные школы и вузы доступны из любой точки мира в любой точке мира, - говорит Екатерина Морозова. - Ребенок из алтайской деревни при наличии хорошего интернета, не выходя из комнаты, может учиться у лучших профессоров мира через онлайн-образование. Для этого созданы электронные университеты - к примеру, Академия Хана (некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 году выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом. Цель академии — «предоставление высококачественного образования каждому, всюду»).

- А по качеству? Будет ли оно соответствовать лучшим университетам мира?

- Процесс получения, закрепления и освоения знаний будет во многих случаях гораздо более эффективным именно в онлайн-среде. Онлайн-образование позволяет детям, которым труднее даются предметы, бесконечно много раз работать с одним материалом, «отматывая назад», многократно повторяя сложный материал или изучая его с помощью игровых технологий, пока они не разберутся. Более того, здесь можно вести мониторинг того, как ребенок усваивает учебный материал. Онлайн-образование дает возможность персонализации образования. На Международной конференции по новым образовательным технологиям #EDCRUNCH 2017 в Москве очень горячей темой была тема индивидуальной образовательной траектории. Речь о том, что у каждого человека должна быть своя образовательная программа, учитывающая его врожденные предрасположенности, способности, мотивацию и жизненную ситуацию. Может быть, ему нужны вовсе не те знания, которые он может получить у себя в городе, а какой-то особый курс, который преподают лишь в пяти школах в мире. К нам в Сколково приезжали подростки из центра для одаренных детей «Сириус» (Сочи). Один из них рассказал, что живет в отдаленном поселке в российской глубинке, в школе не хватает учителей, а у него серьезные способности к математике. Он сам нашел в интернете занятия профессора одного из лучших российских университетов и теперь занимается в школе по университетской программе. Резидент Сколково, компания «Фоксфорд»– создала целую онлайн-Академию для взрослых и детей. Для тех, кому в школе не повезло с предметниками, или тех, чей ребенок не успевал за классом, либо для взрослых, которые хотят пройти курс повышения квалификации или переквалификации.

- Значит ли это, что скоро лучшие вузы страны позакрываются? Зачем кому-то ехать в Москву, если всему можно научиться дома, перед компьютером?

- Этого точно не случится в горизонте ближайших 30 лет. Вуз дает не только знания, но и социализацию - навыки и практику социального взаимодействия, умение работать в команде. В виртуальной среде это сделать невозможно. Пока! Правда уже есть научные группы, которые над этим работают. Вторая функция - нетворкинг - связана с количеством контактов, которыми обрастаешь, пока учишься вместе. Выпускники прославленных университетов выходят с, как бы сказали раньше, «записной книжкой контактов», а теперь - «френдами-однокурсниками в Фейсбуке». И этими контактами они пользуются в течение всей жизни.

Физики в почете, лирики в загоне?

- А что произойдет с гуманитариями в цифровой экономике?

- Они будут чувствовать себя прекрасно. Гуманитарии будут удерживать человечность в мире машин и искусственного интеллекта - я считаю, что нечто индивидуальное, адресованное от человеку к человеку никогда не потеряет свою ценность. Ценность человеческого творения, креатива всегда будет особенной...

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ:

1. Быть более самостоятельными в выборе того, чем они хотят заниматься. Я как профессионал вижу огромное количество подростков, за которых родители решают, в какие кружки ходить, по каким предметам заниматься с репетитором, и в конце концов куда поступать. Родители заполняют все время своими задачами. На 2 курсе даже блестяще сдавшие ЕГЭ понимают, что будут учиться еще 4-5 лет тому, что не нравится, и бросают учебу. Не потому, что учиться не хотят - они уходят в другой вуз на другую специальность, потому что наконец вырвались из-под опеки.

2. Быть ответственным за себя. Родители - люди лампового поколения, которые росли в другой стране, другой экономике, с другой моделью отношений между людьми. Но будущее не может формироваться по устаревшим стандартам. Беспрекословное подчинение старшим может привести к тому, что в новом мире ребенок будет не адаптирован.

3. Допускать больше вариантов в обучении. Если хорошо получается рисовать, обязательно попробуйте себя в программировании. А вдруг у вас хорошо пойдет дизайн в цифровой среде! И наоборот. Если вы классный будущий программист и вам очень нравится писать программы, нужно попытаться соединить это, к примеру, с музыкой и т.д.

4. Не стоит гнать ребенка в вуз. Чтобы получить интересную востребованную профессию учиться 4 или 6 лет в вузе не обязательно. После 9 класса, можно пойти в хороший колледж - благодаря движению «WorldSkillsRussia» таких колледжей становится все больше. На технических, технологических и соревнованиях по профмастерству студенты колледжей начинают обгонять студентов лучших технических вузов. Некоторые колледжи сейчас учат лучше, быстрее и качественнее, чем приличные вузы с хорошей репутацией. При этом, окончив колледж, можно получить смежную профессию, которая повысит мою стоимость - к примеру, учился в колледже на программиста, а затем поступил в вуз на специальность, связанную связанной с использованием информационных технологий в медицине. Закончив его, он выйдет на рынок междисциплинарным специалистом и будет более конкурентоспособен.