Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика21 ноября 2017 16:36

Вы в банке, и вас обманут?

Кто и как решил нажиться на благотворительной акции Российского детского фонда
Спекулянты, конечно, будут и дальше торговать монетами

Спекулянты, конечно, будут и дальше торговать монетами

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

«Граждане! – сказал Остап, открывая заседание. – Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания – она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те, и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем».

«12 стульев», Илья Ильф, Евгений Петров

Эта история, конечно, про обман. Но вот кто, кого и сколько раз в ней обманул - что называется задачка на внимательность.

Есть в нашем несовершенном мире странные люди, которые больше всего на свете любят... монеты. Любят даже сильнее денег. Их называют нумизматами, но не волнуйтесь. История не про них.

«Деньги буквально валяются под ногами» (О. Бендер)

Еще есть Центробанк, который время от времени, из чистой благотворительности, выпускает монетки из обычного металла (не золото, не серебро). Монетки расходятся по номиналу (от рубля до 25 рублей), и (чаще всего) стоят у собирателей ненамного дороже. Но порой Центробанк просто уменьшает тираж таких монет. И вдруг монетка в 25 рублей продается по 2000, а то и за 10000... Теперь следите за руками. Государство отпускает монеты по 25 рублей. Получить их банке на сдачу - даже не надейтесь. А потом ушлые ребята на нумизматических рынках сидят с банковскими мешками (!) и отдают их за несколько тысяч. Как бы наивны мы с вами не были, понятно, что существует схема, по которой или сотрудники Центробанка, или кассиры отдают эти монеты перекупщиками и делят прибыль в миллионы рублей. Посчитаем на примере монеты «Чемпионат мира по стрельбе из карабина». Номинал - 25 рублей. Тираж 150 тысяч. То есть государство получило 3750 тысяч. Минимальная цена на рынке - 1500 рублей (сейчас меньше чем за 2000 рублей купить монету нельзя, но мы посчитаем по минимуму). Итого - 225 миллионов рублей. Чистую прибыль в 222 250 тысяч ноль-ноль копеек поделили те, кто передал монеты перекупщикам и сами перекупщики. Вуаля.

«У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема» (О. Бендер)

Монета, которая вышла буквально месяц назад имеет тираж... 50 тысяч экземпляров. Спецы оценили ее стоимость на рынке в 5-6 тысяч рублей. Номинал все тот же - 25 рублей. Название «Дари добро денег». То есть прибыль перекупщиков по самым скромным подсчетам - где-то полмиллиарда рублей.

При всей любви к детям факт появления этой монеты у нумизматов ничего кроме ненависти не вызвал. Опять нужно идти на поклон к спекулянтам, выкладывать трудовые тысячи в обмен на кружок из медно-никелевого сплава с копеечной себестоимостью. Самое обидное, что как вложение на старость это тоже сомнительно. Примерно столько она и дальше будет стоить и в будущем (в любом случае в разы цена, скорее всего, не подскочит). Но у коллекции свои законы и незаполненные отсеки в альбоме - рваные раны на душе нумизмата. И вдруг... Сенсация в маленьком нумизматическом мирке. Монеты «Дари добро детям» будут распределяться Российским Детским фондом. Вы покупаете сертификат фонда в 5000 рублей. И в качестве «спасибо» получаете заветную монетку.

С одной стороны любой собиратель надеется, что монета придет к нему дешевле, чем ко всем остальным. С другой - деньги идут детям, а не неведомым спекулянтам, и это успокаивает. То есть все были более или менее согласны с этим решением. Осталось выяснить - как купить? По сообщению на сайте Детского фонда - в Сбербанке, банке ВТБ и в Россельхозбанке. Первые две солидные структуры об этой акции слыхом не слыхивали (множество девушек, сидящих на коммутаторе просили «пожалуйста подождите», а потом искренне извинялись «простите, нет у нас такой акции»). А вот «Россельхозбанк» радушно заявлял - приезжайте, ждем...

«Дышите глубже, вы взволнованы»

Автор этой заметки, увы, тоже в нумизматической секте. И да, в «Россельхозбанк» я отправился не как корреспондент «КП», а как обычный гражданин. Последние предснеговые дни, намек на солнышко, очаровательные московские переулки... На одном из них, Гагаринском - искомый офис. Охрана в красных галстуках, неработающий банкомат, грустные люди в с талончиками в руках... Все настраивало на праздник, особенно бегущие мгновения до обладания заветной монеткой.

Талончик я получить не смог, нет такой услуги. Грустная женщина за стойкой попросила подождать. Потом позвала.

Так и так, говорю. Сертификат Детского фонда. Ну и монета, да... Смущенно улыбаюсь.

- Э. - говорит женщина. И это мне сразу не понравилось. - Для того, что купить сертификат, вы должны у нас что-нибудь застраховать.

- Но мне не нужно, спасибо...

- Тогда не продадим.

- Но ведь так нельзя, это же навязывание услуги. Вы же, я полагаю, не имеете право.

- Ничего не знаю. Приказ руководства.

Я много говорил. О самом дорогом, что у нас есть - о конституции. О честности и порядочности, которая даже банкирам ведома (если верить книгам современных беллетристов). О правах потребителя. О правах гражданина. Даже о здравом смысле. Я был взволнован. Но сердце женщины оставалось ледяным.

- Сами понимаете, - призналась еще одна женщина из банка. - Мы же должны иметь свою комиссию...

Я оставил гневное заявление, грозя Высшей карой, и тем, что «Он все видит» и ушел с гордо поднятой головой и пустым, без монетки, карманом...

Что дальше и как жить...

Спекулянты, конечно, будут и дальше торговать монетами. Детский фонд, я надеюсь, что-то от этой акции получил, хотя организация процесса заставляет задуматься - зачем все это было нужно. Бездушные банкиры подтвердили свое веками сложившееся реноме (назло современным беллетристам). Автор этих строк еще раз убедился, что правды нет, а его увлечение чревато разбитым сердцем... И все же. Остался ряд вопросов:

1. Зачем на ровном месте создавать нумизматические раритеты (если государство ничего на этом не зарабатывает)?

2. Как монеты Центробанка оказываются у перекупщиков?

3. Имеет ли право «Россельхозбанк» навязывать услуги страхования?

4. Есть ли у людей совесть (впрочем, этот вопрос снимается, как некорректный). На остальные я очень хочу найти ответы.