Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество27 января 2018 13:31

Немецкий генерал хотел подарить своему другу… памятник «Тысячелетие России»

В Ленинградской области оккупанты оскверняли и уничтожали шедевры мировой архитектуры
Фото: пресс-служба музея-заповедника "Петергоф". Фашисты не пощадили Петергоф

Фото: пресс-служба музея-заповедника "Петергоф". Фашисты не пощадили Петергоф

Чуть более семидесяти лет назад, в декабре 1947 года, в Новгороде состоялся открытый судебный процесс над немецкими военными преступниками, чинившими злодеяния на территории тогдашней Ленинградской области. Среди подсудимых был и генерал артиллерии Курт Герцог, принимавший активное участие в разрушении уникальных памятников и архитектурных ансамблей. Генерал собирался разобрать на части и отправить в качестве подарка своему другу, бургомистру одного из немецких городов, находящийся в Новгороде памятник «Тысячелетие России». И фактически приступил к реализации этого замысла. Фонари и решетка бесследно исчезли. Много лет спустя их восстановили по старым чертежам.

Вот отрывок из обвинительного заключения, предоставленный «Комсомолке» сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН Дмитрием Асташкиным:

«В сентябре 1941 года части 291-й пехотной дивизии генерала ГЕРЦОГА, ворвавшись в город Новый Петродворец, приняли участие в варварском разрушении дворцов, парков и музеев разграблении исторических ценностей. Бессмысленное разрушение исторических памятников по приказу ГЕРЦОГА подтверждается актом Чрезвычайной Государственной Комиссии по городу Петродворец».

Фото: Дмитрий Асташкин. Генерал Курт Герцог был осужден на 25 лет

Фото: Дмитрий Асташкин. Генерал Курт Герцог был осужден на 25 лет

Генерал Герцог был не одинок в своих злодеяниях. Специалисты до сих пор не могут оценить размер ущерба, нанесенного оккупантами памятникам архитектуры в пригородах Ленинграда и на территории области. Практически полностью были уничтожены дворцы в Петродворце, Пушкине, Гатчине.

Почему же фашисты так относились к достояниям мировой культуры? Об этом мы поговорили с доктором исторических наук профессором Борисом Ковалевым.

ЭТИ ДВОРЦЫ И МУЗЕИ - ВРАЖЕСКИЕ

- Вожди Третьего рейха не уставали повторять, что Германия - страна высокой культуры. Почему же немецкие войска безжалостно уничтожали уникальные памятники архитектуры, большинство из которых построили даже не русские, а западноевропейские зодчие?

- Хочу сразу сказать, что на первом этапе Великой Отечественной войны в ходе своего наступления немецкие войска не стремились уничтожать архитектурные памятники. Конечно, они разрушались в ходе боевых действий. Логика немецкого командования была проста: не рисковать жизнями солдат ради сохранения вражеских дворцов и музеев. В 1941-1942 годах геббельсовская пропаганда внушала соотечественникам, что «жидо-большевики» сами ликвидируют культурное наследие России, приводя в качестве самого яркого примера взрыв храма Христа Спасителя. А вот немецкие солдаты, которые пришли «освобождать» русский народ, стараются сберечь православные церкви.

Когда фашистская авиация еще до захвата гитлеровцами древнего русского города частично разрушила купол Софийского собора в Новгороде, оккупанты действительно занялись его ремонтом. Среди работников был некий советский гражданин инженер Иван Даль. Изучая документы, я с удивлением обнаружил, что в 1947 году он жил в Ленинграде, где работал по специальности. При этом органы госбезопасности не проявляли к нему никакого интереса.

http://www.kp.ru/share/i/4/1435147/big.jpg?0.851023838230507

http://www.kp.ru/share/i/4/1435147/big.jpg?0.851023838230507

Но по мере нарастания успехов Красной армии отношение к памятникам у немцев стало меняться.

СТРЕЛЯЛИ ПО КОЛОКОЛАМ ЦЕРКВЕЙ

- Доводилось читать, что оккупанты не разрушали, а, скорее, оскверняли дворцы и другие шедевры архитектуры. Например, нижний этаж Екатерининского дворца стал гигантским гаражом.

- Здесь прослеживается та же логика. В первую очередь - интересы вермахта. А то, что страдают гениальные творения великих зодчих, - вопрос второй. Или такая ситуация. Немцы захватили поселок. Там каким-то образом сохранилась, пусть и в не очень хорошем состоянии, дворянская усадьба. Что делает командир воинской части? Он приспосабливает ее для размещения солдат, кухни, узла связи. Сохранение усадьбы в его задачу не входит.

Офицеры не пресекали и, если можно так выразиться, солдатские шутки. Известный факт: воины испанской Голубой дивизии, которые участвовали в боевых действиях на северо-западе России, развлекались тем, что стреляли по колоколам русских церквей.

ИСКУССТВОВЕДЫ-ГРАБИТЕЛИ

- Однако параллельно с осквернением шло также разграбление музеев и дворцов. По имеющимся данным, Петергоф потерял более чем шестнадцать тысяч музейных экспонатов, Царское Село - более тридцати тысяч. До сих пор удалось найти и вернуть лишь малую часть.

- Разграбление шло, скажем так, по нескольким линиям. В Третьем рейхе существовала специальная организация - команда «Кунсткомиссион», которая занималась отбором культурных ценностей для последующей отправки их в немецкие музеи. Вероятно, списки составлялись в Берлине, особый интерес нацистские искусствоведы проявляли к предметам, каким-то образом связанным с Германией. Возможно, этим вызвана и драматическая судьба Янтарной комнаты, которая, напомню, была подарена Петру I прусским королем Фридрихом I.

К слову, вывезенные при участии «Кунсткомиссона» экспонаты вернуть оказалось проще, нежели вывезенные другими путями. В целом ряде случаев были документы, позволяющие проследить их судьбу. И даже если произведение искусства оказывалось в английской или американской зонах оккупации Германии, союзники чаше всего возвращали их СССР.

А вот если экспонат похитил солдат вермахта или получил его в награду от командования, то шедевр, как правило, исчезал бесследно. Немец отправлял его на родину, где он попадал в частные руки.

Случалось, что церковные ценности похищали коллаборационисты или местные жители. Обычно для продажи или обмена на одежду и еду.

БЫЛИ «ОБИЖЕНЫ» НА РУССКИЙ НАРОД

- В своих трудах вы пишете, что на завершающем этапе войны дворцы и памятники уже просто уничтожались.

- Отступая, вермахт использовал тактику выжженной земли: старался уничтожить все, что встречается на его пути, Так, в Псковской области были заминированы «объекты», связанные с именем Пушкина.

Гитлеровцы действовали с особым ожесточением и еще вот почему. Они были «обижены» на русский народ, который не оценил их стремление его «освободить».

Победившая фашизм страна уважает свое прошлое

- Уже в мае 1944 года, через четыре месяца после снятия блокады, советское правительство приняло решение восстанавливать пригородные дворцы. На это были выделены средства. Работы шли высокими темпами. Между тем за время блокады Ленинград потерял 2,5 миллиона квадратных метров жилой площади, и почти столько же нуждалось в капитальном ремонте. В полуразрушенных домах ютилось более шестисот тысяч ленинградцев. И даже в этих условиях возрождение дворцов стало первоочередной задачей.

Фото: пресс-служба музея-заповедника "Петергоф". Ленинградцы восстанавливают Петергоф

Фото: пресс-служба музея-заповедника "Петергоф". Ленинградцы восстанавливают Петергоф

- Через несколько дней после снятия блокады в Ленинград приехала делегация, представляющая английскую общественность. В первую очередь ей показали разрушенные Царское Село, Павловск, Петергоф. Англичане отреагировали своеобразно: «Удивительно: судьба камней вас беспокоит больше, чем судьба людей»

Думаю, решение правительства во многом было продиктовано стремлением как можно быстрее показать миру изменившийся образ Советского Союза. Смотрите: в победившем фашизм государстве по-настоящему ценят и заботятся о своем культурном наследии, уважают свою историю, гордятся своими предками. И восстановление страны у нас начинается с возрождения ее культурных ценностей.

КСТАТИ

24 января 1944 года войска Ленинградского фронта освободили Пушкин. На другой день здесь побывала группа музейщиков, писателей, журналистов. Среди них была и Ольга Берггольц. И сразу же написала стихотворение под названием «Возвращение».

Вошли - и сердце дрогнуло: жестоко

зияла смерть, безлюдье, пустота...

Где лебеди? Где музы? Где потоки? -

С младенчества родная красота?

.

.

И вдруг в душе, в ее немых глубинах

опять звучит надменно и светло:

«Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село».