Премия Рунета-2020
Ульяновск
+5°
Boom metrics
Звезды1 февраля 2018 6:00

Репрезентизм, или Дополни реальность на картине

Современное направление репрезентизм дает зрителям возможность завершить произведение самим
Источник:kp.ru

В искусстве довольно часто имеют место дискуссии относительно того, какую ценность несет репрезентизм как явление. Взгляды на эту проблему разнятся. Однако многие безоговорочно дают положительную оценку стилистике художественного направления. Ведь картины основоположника репрезентизма российского художника Алексея Зимина продаются коллекционерам за миллионы долларов, хотя он не имел художественного образования, лишь вдохновение и талант помогали ему.

«Ульяновские просторы»

Репрезентизм представляет собой идею незаконченной картины. При взгляде на нее возникает ощущение, будто перед вами представлен набросок будущего произведения. На самом деле это не так. Художник предлагает зрителю совместно поучаствовать над созданием сюжета картины. При взгляде на картину перед каждым человеком прорисовывается его уникальное видение процесса, изображенного на холсте.

Самая первая картина в этом стиле – «Ульяновские просторы». Картина стала экспериментальной, в ней присутствуют лишь некоторые моменты незавершенности. В последующих работах автор стал смело оставлять недоработанные участки и давать лишь намек на детали.

Фантазируй

Главный смысл направления состоит в том, чтобы установить некую связь между художником и зрителем. Автор не передает видения деталей или сюжета картины, он предлагает зрителю своего рода «предмет для дискуссии», когда каждый может выразить свое мнение. Интересно то, что любое мнение будет правильным.

На художественной выставке выдаются проспекты или аудиогиды с описанием картин художника вплоть до самых мелких деталей. Часто сами художники объясняют, что они хотели сказать той или иной картиной. Репрезентизм – это не тот случай.

Главный смысл этого направления – развить фантазию, помочь самостоятельно осмыслить работу художника и искусства в целом.

На картине Зимина «Дикие тюльпаны» изображены, собственно, тюльпаны на фоне гор и озера. Картина выполнена в светлых сине-зеленых тонах, тюльпаны изображены в оттенках оранжевого и красного. Художник не дает нам лишних деталей: непонятно, заснежены ли макушки гор, есть ли в небе солнце, возможно, на лужайке кроме тюльпанов растут еще какие-либо цветы. Дополнить эту картину можно как внутри ее, так и за ее пределами. Для этого автор оставил белые фрагменты.

Далее зритель может перенести сюжет картины в Альпы или дополнить ее кавказскими или уральскими пейзажами, а может просто сконцентрироваться на изображении деталей.

Всегда приятнее смотреть на то, в создании чего принял непосредственное участие.

"Дикие тюльпаны"

"Дикие тюльпаны"

Особые правила репрезентизма

В направлении репрезентизм есть одно определенное правило – не делай все сам, оставь зрителю. Можно выделить три основных аспекта, которые отличают его от остальных направлений:

1. Пространство. Оно помогает передать грандиозность полотна и создает незавершенный образ.

2. От детализации и прострации. Это дает ощущение наброска и призывает зрителя дополнить полотно деталями.

3. Незаполненность полотна дает возможность зрителю вставить свои фрагменты в картину.

Рассмотрим одну из известных работ Алексея Зимин «Поцелуй луны и моря». Картина выполнена в темных тонах: на ней на уровне горизонта соприкасаются луна и водная гладь. Пустота по краям полотна оставляет простор для фантазии.

"На берегу"

"На берегу"

Задумка автора довольно интересна: изображение возвышенного сочетания лунного неба и морской глади, выполненное с четкой прорисовкой очертаний, удивительным образом соседствует с небрежными мазками, обрамляющими картину. Художник хотел показать, как близко могут находиться прекрасные образы из мечты и реальный мир. Пустые края оставляют простор для зрителя, который он может заполнить на свое усмотрение. Резкий контраст черных и белых цветов отрывает человека от обычной жизни и отправляет его мысли к спокойствию и умиротворению вечной природной красоты.

Пейзажи в стиле искусства представления можно охарактеризовать как поиск. Художник работает на грани реального и иллюзорного, играет с оттенками и пространством.

На картине «Дикие тюльпаны» этот поиск просматривается в легко узнаваемых тюльпанах и недостаточно четкой линией горизонта между озером и небом там, где заканчиваются горы. Цветовое решение самих гор находится на грани между водой и морем.

Со временем теоретическая база для описания репрезентизма наполняется новыми характеристиками и чертами.

"Поцелуй луны и моря"

"Поцелуй луны и моря"

Культура нашего времени

Репрезентизм представляет культуру нашего времени: рациональную, универсальную и осмысленную, но в то же время динамичную и неформальную.

С одной стороны перед нами представлена картина, написанная в классических традициях с реальным сюжетом. С другой стороны художник связывается со своим зрителем для доработки деталей картины.

Кроме того, не стоит забывать о технологиях дополненной реальности, когда виртуальный мир входит в реальный и добавляет в него новые образы и картинки.

"Тишина"

"Тишина"