Премия Рунета-2020
Ульяновск
+11°
Boom metrics
Общество1 сентября 2017 7:55

Старый дом на ладан дышит - власти жителей не слышат

Жильцам аварийной сталинки чиновники разных уровней пообещали переселение, но забыли уточнить, когда именно его следует ждать
Тот самый дом

Тот самый дом

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

В то время как жителей московских хрущевок решили осчастливить переселением в новенькие апартаменты, жильцам многострадального дома №7 по улице Стасова в Ульяновске за право на переезд приходится бороться, обивая пороги всевозможных инстанций и доказывая очевидное - в их доме жить нельзя.

Снести - снесем, а когда - не скажем

О многолетнем противостоянии обитателей аварийной двухэтажки и неповоротливой бюрократической машины мы писали прошлым летом. На тот момент отчаявшиеся жильцы имели на руках результаты двух независимых экспертиз, признающих, что их дом изношен более чем на 70 процентов, и два ошарашивающих заключения межведомственной комиссии - дом аварийный, но подлежащий реконструкции. Иными словами, жильцам предложили в срочном порядке свою хибару «откапиталить» - и это при том, что «капиталить» там по большому счету уже нечего - несущие конструкции прогнили настолько, что их не то что ремонтировать - трогать опасно. И это не домыслы жителей, это мнение специалистов, делавших экспертизу и обследовавших здание от фундамента до кровли. То, что, отправляя обветшавшее здание на реконструкцию, межведомственная комиссия два раза шла против закона, признали в итоге и прокуратура, и суд.

«При проведении проверки было установлено, что протокол заседания межведомственной комиссии не велся, какие данные использовались членами комиссии при принятии указанного решения, в заключении не отражено», - читаем мы в официальном документе, полученном жильцами из прокуратуры Засвияжского района в ответ на их очередное обращение в ведомство.

К слову, официальных документов у старшей по дому Натальи Кругловой за годы противостояния накопилось несколько увесистых папок - из администрации, Главрегионнадзора, прокуратуры (в том числе генеральной), Минстроя, от управляющей компании, от депутатов всех уровней и партий. В общем, все в курсе. А толку-то? Дом как стоял, так и стоит. Впрочем, в конце прошлого года «смертный приговор» ему-таки вынесли - 1 декабря межведомственная комиссия во главе с теперь уже бывшим заместителем главы городской администрации Александром Черепаном сдалась и решение суда исполнила - признала дом на Стасова, 7 аварийным и подлежащим сносу.

Дом рушится на глазах

Дом рушится на глазах

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

Если следовать букве закона, то есть Постановлению Правительства РФ №47, то в течение 30 дней с момента получения заключения администрация города должна была определиться с дальнейшей судьбой аварийного дома и сроками расселения его жильцов. Однако ничего этого сделано не было - ни тогда, ни теперь, по прошествии девяти месяцев. Подождав положенный по закону срок и так и не получив вразумительного ответа, жильцы снова отправились по кабинетам.

Цена вопроса - 30 миллионов рублей

Более или менее ситуацию прояснила начальник городского управления муниципальной собственностью Татьяна Горюнова, сообщившая жильцам, что расселение их дома обойдется городской казне миллионов этак в тридцать, а так как бюджет 2017 года и так принят с дефицитом, то в этом году переезда ждать бессмысленно. Единственное, на что можно рассчитывать, - то, что средства на расселение дома на Стасова, 7 заложат в бюджете на 2018 год. Впрочем, это вовсе не обязательно - в ответе главы регионального Минстроя Дмитрия Вавилина конкретные сроки не называются - просто подтверждается, что проблемный дом включен в адресный перечень проекта программы со сроком расселения в 2018-2022 годах. Никакой конкретики не добились жильцы и от своего депутата - на личном приеме Алсу Айзатуллина дала понять, что в 2018-м им вряд ли что-то светит, а вот в 2019-м - наверняка. Впрочем, все это тоже слова - никаких документов, гарантирующих скорое новоселье, на руках у жителей по-прежнему нет.

В подъезде стоит неперебиваемый никакими благовониями запах сырости

В подъезде стоит неперебиваемый никакими благовониями запах сырости

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

Зато есть куча коммунальных проблем, которые приходится как-то решать. В прошлом году казалось, что плачевное состояние ветхой донельзя лачуги испортить невозможно в принципе, ан нет - оказалось, еще как возможно. Если год назад подъезды стянутой швеллерами сталинки были просто обшарпаны, на потолках и стенах, куда ни глянь, следы протечек, то теперь масштаб катастрофы «виден» даже с закрытыми глазами. Во время урагана, обрушившегося на Ульяновск 5 июля, в доме затопило оба подъезда (что впрочем, неудивительно при болтающихся на честном слове дверях), и с тех пор там стоит неперебиваемый никакими благовониями запах сырости. После этого же события в доме усугубились проблемы с проводкой, в результате чего часть осветительных приборов попросту отказалась работать, а вплотную к первому подъезду в земле образовалась яма, ведущая куда-то в фундамент и в дождливую погоду пренепременно наполняющаяся водой. Чтобы хоть как-то обезопасить основание дома, жильцы прикрыли яму камнями и досками, да только разве это препятствие для водного потока?

Когда сверху льет, снизу подтекает вот в эту дыру

Когда сверху льет, снизу подтекает вот в эту дыру

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

Когда отчет важнее человека

Однако больше всех в результате природной стихии пострадала одинокая пенсионерка, проживающая в угловой квартире на втором этаже. Марию Петровну Амелину и без того жизнь баловала нечасто - война отняла родителей, детство прошло в детдоме, и теперь, разменяв девятый десяток и имея вторую группу инвалидности, она вынуждена существовать практически в темноте и при каждом мало-мальски серьезном дожде спасать свое имущество от потопа. Так получилось, что единственный путь, по которому солнечные лучи могут попасть в квартиру Марии Петровны, - это узенькое стекло выходящей на балкон кухонной двери. Других окон - ни из кухни, ни из комнаты - в квартире нет. В общем, выбор у пожилой женщины невелик - либо жить в потемках, либо при свете лампочки, а это дополнительные расходы, больно бьющие по карману. Впрочем, все это еще полбеды - настоящая беда приходит с дождем. Когда-то над квартирой Марии Петровны располагалась труба вентиляционного канала, потом ее срезали, а отверстие как следует не залатали. От постоянных протечек потолок в квартире пошел волнами и провис сантиметров на двадцать. В 2011 году помочь пенсионерке взялись городские власти. И не просто взялись, но и браво отчитались о проделанной работе: вот, мол, вам и документы, и фото - новенькие листы шифера на старенькой крыше. И невдомек тогда было власть предержащим, что одетый в новенький шифер участок к квартире Амелиной отношения не имеет - пенсионерка живет слева, и залатанная над соседями крыша ее от протечек никак не спасет.

- В 2011 году в квартире Марии Петровны провалился потолок, была огромная дыра. Бабуля обратилась в администрацию, и там ей дали пять тысяч рублей. Она поехала в управляющую компанию, а что можно сделать на эти деньги? В итоге отверстие кое-как запенили, и все - а по-хорошему там надо было перекрытия менять. Зато в отчетах написали, что крышу перестелили, и фотографию приложили… отремонтированной кровли над соседней, десятой квартирой. К слову, проживающая там семья утверждает, что крышу ремонтировала сама на собственные средства. Если бы тогда все перекрытия отремонтировали, то дом в таком бы ужасном состоянии не был. Но время упущено, сейчас эксперты говорят, что трогать перекрытия уже нельзя, - рассказала старшая по дому.

Кровля - больное место

Кровля - больное место

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

Дожди наследили

Дожди наследили

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

Злые шутки урагана

Интересно, что после недавнего стихийного бедствия на крыше вновь появились заплатки, причем над квартирой Амелиной ее величина равняется одному листу шифера. Остальные девять достались соседям слева, хотя изначально им полагалось только шесть листов, а над квартирой одинокой пенсионерки должны были уложить четыре. Впрочем, даже этой скромной помощи удалось добиться с огромным трудом - депутат отмахнулась от жильцов, словно от назойливой мухи, управляющая компания посетовала на отсутствие денег, но, в конце концов, изыскала финансы и худо-бедно кровлю залатала.

После урагана над затопленной квартирой одинокой пенсионерки появилось вот эта заплатка из одного листа шифера.

После урагана над затопленной квартирой одинокой пенсионерки появилось вот эта заплатка из одного листа шифера.

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

А ведь в день роковой стихии с потолка лило так, что пожилая хозяйка, уставив пол тазиками и ведрами, побежала за помощью к соседям снизу. Нечто похожее происходило в соседней квартире - той самой, которой впоследствии досталось девять листов свежего шифера. Кстати, осколки старого кровельного покрытия теперь валяются на земле - во время урагана на и без того на ладан дышащее строение рухнул огромный тополь, и мощные ветви попросту раздробили покрывающие кровлю шиферные листы.

Во время урагана на дом упал огромный тополь, и мощные ветви раздробили покрывающие кровлю шиферные листы.

Во время урагана на дом упал огромный тополь, и мощные ветви раздробили покрывающие кровлю шиферные листы.

Фото: Светлана ЧЕРНЫШОВА

Непогода сыграла с многострадальными жильцами и другую злую шутку. И вот какую. В результате июльских оползней, как известно, серьезно пострадали дома на улицах Новосвияжский и Старосвияжский Пригород, и теперь жители аварийной сталинки опасаются, что эти-то дома теперь расселят вне очереди, а решение их квартирного вопроса опять отложат на потом.

- Я думаю, в 2018 году будут расселять оползневую зону, а на 2019-й мы все-таки рассчитываем. Дали бы нам сейчас документ, что нас расселят к такому-то сроку, мы бы сели и успокоились, - вздыхает старшая по дому.

Официально

Александр Ермаков, начальник отдела по учету, распределению и приватизации жилой площади управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска:

- В настоящее время на территории МО «Г.Ульяновск» признаны аварийными и подлежащими сносу 56 многоквартирных домов. Общая стоимость переселения составляет более 800 миллионов рублей. В апреле 2016 года активизировались оползневые процессы в районе улицы Любови Шевцовой. Расстояние от стенки срыва оползня до многоквартирных жилых домов составило 30 метров. Непосредственно в опасной зоне оползня оказались 36 домов первой и второй линий по ул. Л. Шевцовой, пер. Мостостроителей и пер. Брюханова. Движение оползневых масс представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Поэтому денежные средства, предусмотренные на переселение из аварийного жилья в 2017 году, направлены на ликвидацию последствий оползня. В этой связи, а также учитывая дефицит бюджетных средств, переселить жителей всех аварийных домов до настоящего времени не представилось возможным. При этом обязанность администрации Ульяновска по переселению аварийного жилья не остается без контроля. Ведется постоянная работа по привлечению инвесторов для переселения аварийного фонда в рамках развития застроенных территорий (реновации). Кроме того, Правительством Ульяновской области рассматривается вопрос о формировании областной адресной программы по переселению аварийного жилья с привлечением денежных средств областного бюджета.