Премия Рунета-2020
Ульяновск
+11°
Boom metrics
Общество27 февраля 2018 8:10

В плену у плесени и равнодушия

О том, в каких условиях приходится существовать обитателям одного ульяновского общежития
Если за домом не ухаживать, в нем может поселиться вот такая плесень.

Если за домом не ухаживать, в нем может поселиться вот такая плесень.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

У каждого человека должен быть дом - теплый, уютный, куда хочется возвращаться и где чувствуешь себя уверенно и спокойно. Вот только в жизни подчас все иначе - вроде бы и крыша над головой есть, а вместо тепла, спокойствия и уюта - клубок коммунальных проблем. Таких домов в регионе десятки, и речь не только о бараках и сталинках, отживших свой век, но и о вполне себе монументальных и приличных с виду строениях - таких, как девятиэтажное здание по адресу Аблукова, дом 45.

На грани выживания

О том, что обитатели высотки поставлены на грань выживания, «Комсомолка» узнала пару недель назад из телефонного разговора с женщиной, которая обо всех неурядицах этого дома знает не понаслышке. Из пятиминутного рассказа читательницы, а зовут ее Галина Юманова, мы поняли, что здание является общежитием, в нем очень холодно, сыро, а все инстанции, ответственные за коммунальное благополучие ульяновцев, в упор этого не замечают.

То самое общежитие.

То самое общежитие.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Весь масштаб катастрофы мы оценили уже на месте. Если особо не вглядываться, дом как дом - серые кирпичные стены, пластиковые окна, балконы с пожарными лестницами. Внутри, на первый взгляд, тоже ничего примечательного: довольно-таки просторный холл, вахта без вахтера, пара донельзя обшарпанных лифтов - бедненько, но ничего из ряда вон. Вслед за нашей героиней сворачиваем на лестницу - тесную, темную и облезлую. На втором этаже останавливаемся, чтобы сфотографировать царящий у мусоропровода бардак. Глубоко стараемся не дышать - воздух спертый, да и благоухает здесь отнюдь не фиалками.

В подъезде.

В подъезде.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

В комнате, где живет Галина Александровна, дышится лучше, тем не менее запах сырости не почувствовать сложно. Оказавшись дома, хозяйка бросается к ингалятору - у женщины бронхиальная астма, и существование в таких условиях ей здоровья не добавляет. Меж тем, как оказалось, так было не всегда - проблемы начались два года назад, когда дом перестали нормально отапливать, от чего в комнатах стало сыро, а по стенам поползла плесень. Спасаться от холода жильцам пришлось при помощи электрообогревателей, что привело к увеличению расходов на коммуналку, а однажды чуть не закончилось трагедией - электропроводка не выдержала нагрузку и загорелась. К счастью, пожар вовремя заметили и быстро потушили - в противном случае последствия могли быть непоправимыми - комнат в общежитии немерено, коридоры и лестницы узкие, доступ к пожарному выходу перекрыт (эту историю мы расскажем чуть ниже).

Две версии одной проверки

В какие только инстанции женщина не обращалась со своей бедой - и в управляющую компанию, и в профильное министерство, и в прокуратуру, и Роспотребнадзор. Только все без толку - теплее в доме не становилось, а поселившаяся на стенах плесень с каждым днем чувствовала себя все вольготнее. Реагировать на ситуацию ответственные лица не спешили - в лучшем случае присылали отписку, в худшем - не присылали даже ее. Впрочем, пару недель назад (о чудо!) дело сдвинулось с мертвой точки, но и здесь без странностей не обошлось.

- После звонка в контактный центр в наш дом приехал представитель городского управления ЖКХ. Он измерил температуру воздуха в моей комнате и убедился, что выше +17... +19 она не поднимается. Через два дня пришел мастер из управляющей компании (ГУК Засвияжского района) - термометр показал +18. Тем же вечером в комнате появилась целая делегация проверяющих во главе с экспертом департамента жилищной политики и жилнадзора. К этому моменту слесари спустили воду, и батареи стали горячее. Проверяющие зафиксировали положенные 22,5 градуса и ушли. А вечером все вернулось на круги своя - в квартире опять стало холодно, - рассказала хозяйка комнаты.

В день нашего визита на Аблукова, 45 Галина Юманова получила письмо, подписанное первым заместителем председателя правительства Ульяновской области Андреем Тюриным. Документ был составлен по итогам визита проверяющих и вызвал у нашей героини полное недоумение. Никакие +17...+18 в нем не фигурируют вовсе, а смысл послания сводится к тому, что во время предыдущей, декабрьской, проверки температура в комнате была ниже нормы (+21), и управляющей компании выдали предписание это нарушение устранить. Далее из документа следует, что февральская проверка была организована для того, чтобы узнать, решила ли «управляйка» поставленную перед ней задачу. Как оказалось, решила - в комнате + 22,5, так что живите и радуйтесь. А то, что с уходом проверяющих в дом возвращается холод, это, похоже, никого особо не интересовало. Да и в сырости с плесенью виновной сделали хозяйку - мол, не надо было вентиляционное отверстие закрывать. А она, собственно, никаких отверстий не закрывала, к тому же плесень - беда не только ее комнаты, а всего дома целиком. Причем нашей героине, как это ни абсурдно звучит, с плесенью еще повезло - грибок живет у нее в шкафу-купе, и в глаза так сразу не бросается. Но стоило хозяйке достать кожаную куртку, густо усеянную светло-серыми пятнами, и картина нарисовалась сама собой. Дополнили ее и тактильные ощущения - стена внутри шкафа на ощупь оказалась сырой: тут не только плесень - лягушки заведутся.

Если дома сыро, то не удивляйтесь, что в на кожаной куртке завелась плесень.

Если дома сыро, то не удивляйтесь, что в на кожаной куртке завелась плесень.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

В темноте и сырости

К слову, через несколько дней после проверки долгожданное тепло в общежитии все-таки появилось. Надолго ли, непонятно, как непонятно и то, кто компенсирует жильцам расходы за недополученный ресурс - неважно, что по факту тепла не было, по документам оно было, а раз так, то и оплачивать его приходилось в полном объеме.

Когда решатся остальные проблемы невезучего общежития - вопрос открытый, меж тем состояние дома таково, что промедление смерти подобно. Квартира, одну из комнат которой занимает семья Надежды Павловской, мягко говоря, повергает в шок: из-за дырявых труб и высокой влажности проводка приказала долго жить, и теперь в коридоре и в санузле круглые сутки темно, хоть глаз выколи. В туалетных кабинках то еще зрелище (правда, из-за отсутствия освещения «любоваться» им пришлось при свете фотовспышки): на потолке и стенах - ядовито-зеленая плесень, на участках, куда грибок еще не добрался, - следы протечек и облупленная краска, сантехника убитая, а запах!.. Проблем, по словам хозяйки, добавляет тот факт, что на некоторых этажах жильцы переоборудовали часть туалетных кабинок в душевые, и на расположенные ниже квартиры потекло с удвоенной силой. В комнате, где установлены раковины, немногим лучше - одна из потолочных плит угрожающе провисает, от побелки на потолке остались воспоминания, от краски на стенах - тоже. При этом ремонтировать их нет никакого смысла, пока не будет решена проблема с влажностью и грибком. Поражает в этой истории и тот факт, что проживание в этих нечеловеческих условиях обходится не так уж и дешево - за свою комнатушку Надежда Павловская платит порядка 7 тысяч рублей в месяц - спрашивается, за что? За удобства с плесенью или за разрушающуюся над головой плиту?

Просто потолок.

Просто потолок.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Здесь жильцы умываются и стирают

Здесь жильцы умываются и стирают

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Просто угол.

Просто угол.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Обои на мокрых стенах уже не держатся.

Обои на мокрых стенах уже не держатся.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

В комнате, которую занимает семья Каримовых, воспитывающая четверых маленьких детей, ситуация не лучше - ни обои, ни краска на стенах не держатся - слишком сыро, зато плесень цветет буйным цветом. И так повсюду.

В этой комнате плесень живет под столом... и не только.

В этой комнате плесень живет под столом... и не только.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Комната, в которой холодно и сыро.

Комната, в которой холодно и сыро.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Без окон и без душа

В подъезде свои достопримечательности: вот окно, которое жильцы поставили сами - старое давно разбилось, а об установке нового коммунальщики не позаботились. Рядом - живодригущая дверь на общий балкон - чтобы сохранить тепло, жильцы заложили ее старым матрацем - эффект не ахти, но все-таки. На другом этаже окна нет вовсе - вместо него - кусок фанеры. Единственное, что оказалось сделанным на совесть - это дверь, ведущая в душевую и к пожарному выходу. На момент нашего визита она была заперта, так что никакой возможности помыться у жильцов девятиэтажки в это время не было, как, впрочем, и шанса покинуть общежитие в случае пожара или другого ЧП. И такая ситуация, по словам женщин, здесь постоянно.

Чтобы в подъезде не дуло, жильцы завалили выход на общий балкон старым матрацем.

Чтобы в подъезде не дуло, жильцы завалили выход на общий балкон старым матрацем.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Вместо стекла - фанера.

Вместо стекла - фанера.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

Путь в душевую и к пожарному выходу преграждает запертая дверь.

Путь в душевую и к пожарному выходу преграждает запертая дверь.

Фото: Андрей СИНИЦЫН

- Ключ от двери находится у старшего по дому, нам он его выдает крайне редко и крайне неохотно, а запертое помещение вообще использует для личных целей, - жалуются женщины. - Собственно поэтому жильцы и стали оборудовать в квартирах душевые - помыться-то хочется, у многих - дети. Также хотим обратить внимание, что этот гражданин в нашем общежитии вообще не прописан, а обязанности старшего по дому он возложил на себя сам, при полном попустительстве управляющей компании. С нас незаконно собирают деньги и подписи, а по факту не делают ничего!

Выход из сложившейся ситуации очевиден - передать дом в управление другой организации. Жильцы твердо намерены идти по этому пути, тем более что перед их глазами сразу два положительных примера - два общежития, расположенные по соседству. Ни о холоде, ни о плесени, ни о запертых душевых там не слышали - а все потому, что их управляющая компания свою работу знает. Впрочем, за лучшую долю обитателям дома №45 по улице Аблукова еще придется побороться - по словам жильцов, ни ГУК Засвияжского района, ни самопровозглашенный старший по дому отдавать власть не собираются.

Комментарий специалиста

Геннадий Антонцев, председатель комитета ЗСО Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике

Если гражданин не является собственником помещения в многоквартирном доме, то, согласно жилищному кодексу, входить в совет дома, а тем более избираться его председателем у него нет никакого права. При этом занять эту должность он мог только на основании протокола общего собрания собственников. В данном случае протокол необходимо оспорить. Для этого надо написать заявление в департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области. В заявлении акцент необходимо сделать на том, что указанный гражданин собственной жилплощади в доме не имеет. Что касается двери, преграждающей жильцам доступ к душевой и пожарному выходу, то она установлена незаконно, ее необходимо демонтировать. Жильцам следует написать жалобу в управляющую компанию и правоохранительные органы. Также собственники имеют право на выбор управляющей организации - соответствующее решение должно приниматься на общем собрании.