Дешевый бензин гораздо больше стимулирует экономику развиваться, чем слабый рубль.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Правительство договорилось с нефтяными компаниями о том, чтобы зафиксировать цены на бензин и дизельное топливо. Об этом в субботу, 2 июня, заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Цены будут зафиксированы по состоянию на 30 мая. Но дешевле вздорожавшая «горючка» уже не станет. Снизить их, по словам Козака, невозможно, поскольку «требовать работать себе в убыток тоже невозможно».
С начала года цены на бензин выросли на 7,3%. Топливо дорожало в пять раз быстрее, чем другие товары и услуги. С чего? «Комсомолка» попыталась разобраться в этом запутанном деле.
.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
МАНЕВРИРОВАЛИ, ДА НЕ ВЫМАНЕВРИРОВАЛИ
Раньше нефтяные компании повышали цены аккуратно - на 5 - 10 копеек, через неделю - еще на гривенник. Бензин дорожал, но незаметно для глаз. А тут словно сорвался с цепи.
Отраслевые аналитики стали приводить стандартные аргументы. Мол, и цена на нефть высокая (проблема, оказывается), и сезон высокий (лето подкралось незаметно), ремонты на заводах начались (будто в другие годы они работали без остановок) и «нет больше сил терпеть» (аппетиты нефтяников сдерживали).
Но если копнуть глубже, виноватыми окажутся не абстрактные обстоятельства, а конкретные чиновники и бизнесмены.
- Резко выросла цена на закупку нефтяного сырья. На июньские поставки она перешагнула пиковое значение и составила 28 тыс. рублей (в начале года было 18 тыс. - Ред.), - объясняет Тамара Сафонова, глава Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-МЕДИА».
По ее мнению, это связано с тем, что несколько лет назад правительство стало стимулировать нефтяников работать на экспорт, а не на внутренний рынок. Это назвали налоговым маневром. С 2015 года власти стали снижать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. И повышать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это должно было спасти экономику в период низких цен на нефть. Бюджет стал получать с сырьевиков больше налогов, что компенсировало часть потерь из-за снижения поступлений от нефтяного экспорта. А сырьевикам взамен гарантировалась большая прибыль с этого экспорта за счет меньшей пошлины.
О возможных последствиях - в том случае, если цены на нефть опять начнут расти, - чиновники не подумали.
- Налоговый маневр привел к тому, что бизнес в нефтепереработке в России карается материально. До роста цен на заправках мы теряли по 5 рублей на продаже каждого литра бензина, - катит бензиновую бочку в сторону правительства пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Доводы отраслевых экспертов это подтверждают. По расчетам консалтинговой компании Vygon Consulting, на каждой тонне, поставленной на внутренний рынок, заводы теряют по 5 - 9 тыс. руб. Как они до сих пор-то терпели?
С начала года цены на бензин выросли на 7,3%.
Фото: Евгения ГУСЕВА
НЕФТЬ ДОРОГА, РУБЛЬ СЛАБ
Для бюджета нынешняя ситуация с подорожавшей нефтью идеальна. Сырьевые доходы привязаны к доллару, а социальные выплаты - в рублях. Чем дороже нефть и чем слабее наша валюта, тем лучше. Для правительства.
В теории слабый рубль хорош для экономики. Он повышает конкурентоспособность наших компаний. Расплачиваются за это почему-то простые автомобилисты.
«В условиях равнодоходности поставок нефтепродуктов на экспорт и на внутренний рынок внутренняя цена во многом определяется ставкой экспортной пошлины - чем ниже пошлина, тем ближе внутренняя цена к экспортной, то есть тем она выше», - писал пару лет назад в своей статье в Forbes тогдашний директор департамента, а теперь уже целый замминистра Минфина Илья Трунин.
Другими словами, когда, несмотря на низкую экспортную пошлину, цены на нефть низкие, то бензин почти не дорожает. Точка X, по расчетам, находится в районе $72 за баррель. Если нефть дороже (сейчас - почти $80), то цены на бензин начинают необратимо расти. Что и произошло. Чиновники, похоже, это проморгали. А нефтяники, видимо, решили поставить правительству ультиматум.
- Рыночная цена на АИ92 была бы на 10 рублей выше нынешнего уровня, если бы государство и нефтяные компании не предпринимали всех возможных усилий, - оправдывает и чиновников, и бизнес старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.
Но в убыточность бизнеса по продаже бензина и альтруизм нефтяников сложно поверить. Во-первых, государство предоставляло НПЗ субсидии - на 300 млрд. руб. только в прошлом году. Во-вторых, крупные сети активно строят новые АЗС, бьются с конкурентами за контроль, поглощают независимых продавцов, дают скидки и бонусы. И это при убытках в пять рублей с каждого литра? Ну не рассказывайте.
.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Простому потребителю на все эти разборки глубоко начхать. Литр бензина с начала года в среднем подорожал на три рубля! На прошлой неделе власти наконец начали реагировать.
Как пояснили в Минфине, налоговый маневр в нефтяной отрасли приостановили еще в 2016 году. И продолжать его (то есть обнулять экспортную пошлину) пока не планируют. Но этого, видимо, недостаточно, чтобы остановить рост цен.
- Мы проанализировали все факторы. Выяснилось, что налоговая нагрузка отразилась на простых потребителях. Основная задача правительства в условиях рыночной экономики - проводить настройку системы. Мы приняли решение снизить акцизы на моторное топливо, - пояснил вице-премьер Дмитрий Козак.
Это сначала предполагалось сделать с 1 июля, теперь — с 1 июня. Акцизы снизили на 3000 рублей для бензина и на 2000 рублей с дизельного топлива. Общие платежи снизились примерно на четверть. В розничной цене горючего доля налогов уменьшились на 1,5 - 2 рубля.
- Мы обсуждаем с Минфином гибкие акцизы на топливо и их снижение. Министр финансов отреагировал доброжелательно, - пояснил в конце недели глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
По мнению экспертов, нужны и другие меры. Например, увеличение экспортной пошлины. Иначе через какое-то время цены снова могут взлететь.
.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Хватит экономить на народе!
В целом правительству неплохо бы раскошелиться. На незапланированных сверхдоходах от нефти бюджет заработает в этом году 1,75 трлн. рублей. Это свежие расчеты Минфина, которые тот предоставил в Госдуму. Все эти деньги - до рубля - пойдут в Фонд национального благосостояния. Таково бюджетное правило, нарушать которое запрещено. Для сравнения, объявленное снижение акцизов на бензин убавит из доходов всего 100 млрд. Похоже на подачку, не правда ли?!
А еще наше правительство страдает раздвоением личности. Оно никак не может определиться, какая у нас страна. Когда выгодно, мы сравниваем себя с Европой и другими развитыми странами. Когда невыгодно, говорим, что у нас свой путь. Курс рубля у нас плавающий, как во всем развитом мире. Но для низких ставок по ипотеке мы почему-то не доросли. С бензином то же самое. Мол, посмотрите на Германию - там по два евро за литр берут! С Саудовской Аравией сравнивать при этом некорректно - мол, у арабов все по-другому.
Может, хватит наконец экономить на народе? Дешевый бензин гораздо больше стимулирует экономику развиваться, чем слабый рубль.