Сейчас, к сожалению, «Метеоров» в Ульяновске нет совсем, но часто идут разговоры о том, что их нужно вернуть
Фото: Антон ПИКУС
Наверное, каждый ульяновец старше 35 лет помнит, как он вместе с родителями ранним летним утром отправлялись на «Метеорах» в Белый Яр или Криуши. У многих это воспоминание осталось одним из самых ярких. Сейчас, к сожалению, «Метеоров» в Ульяновске нет совсем, но часто идут разговоры о том, что их нужно вернуть. Поговорили с руководителем Агентства по туризму Денисом Ильиным о водном туризме в регионе, о ремонте Речного порта, теплоходах, «Метеорах» и многом другом. Первую часть интервью можно почитать здесь.
— Сколько нам ждать туристов с реки?
— Каждый год, к нам приплывало примерно 16-18 тысяч человек. Здесь резерв большой. Когда мы нарастим до 200 теплоходов, это может нам давать до 25 тысяч человек в год, но тут надо понимать, что круизные туристы это немного другое. Цель туризма помимо популяризации своего региона, еще и заработать. Для нас каждый турист — это микро-инвестор, чтобы наши предприниматели видели, что гости тратят деньги, а экономика региона работает.
У круизных туристов по-другому. Задача круизной компании вытащить деньги из туриста на теплоходе. Они же пользуются услугами питания на теплоходе. Все программы они тоже покупают заранее. Это и сувенирка. Опять же такси они не пользуются. Для них максимально создаются там все условия. Это их заработок, это правильно. Все это включено в стоимость тура. Поэтому денег, как таковых, они не приносят. В любом регионе. Но мы, конечно, бьемся за каждого туриста. Турист бывает разный, но для того, чтобы максимально популяризировать свой регион, нужно принимать всех.
— Может, они потом захотят вернуться уже своим ходом.
— Да, они потом расскажут свои друзьям, что у нас здорово, и, что к нам нужно приехать. Всегда нужно оставлять хорошее впечатление.
— Помимо Волги и Свияги в Ульяновской области есть и другие реки...
— Недавно Алексей Юрьевич дал поручение проработать возможность водного туризма по Суре. Ей тоже надо гордиться. Уже закуплены катамараны надувные. И буквально в ближайшее время, когда будет комфортно находиться на воде, по Суре будут организованы сплавы. Мы хотим нашим жителям предложить альтернативу Юшута. Недалеко и не хуже.
— Что касается «Метеоров». Появилась новость, что из Нижнего Новгорода их планируют запускать в Ульяновск. Можете что-то об этом рассказать?
— Я, к сожалению, не могу ничего сказать. Мне кажется, это немного преждевременно. Насколько я знаю, Нижний Новгород акцентирует свое внимание на «Валдаях», а они у нас не могут пройти. Конечно, если у губернатора Нижегородской области есть такое желание, это прекрасно. Знаю, что один у них точно есть, но он курсирует внутри региона. Здесь, конечно, больше шансов, что «Метеоры» приобретут в Татарстане и Самарской области. И, конечно же, здесь получился бы хороший межрегиональный продукт, как с точки зрения туризма, так и пассажиропотока.
«Метеоры» сейчас есть на Волге, но их очень мало. Один восстановленный есть в Татарстане, который ходит между Казанью и Свияжском, и в Нижнем Новгороде есть. Сейчас идет процесс обновления речного флота, но закупают, как правило, не «Метеоры», а «Валдаи» — суда другого класса, которые нельзя эксплуатировать у нас, потому что широкая акватория. Высокую волну выдерживают только «Метеоры». Стоимость одного такого — более 500 млн рублей.
— Можно ли надеяться, что в Ульяновске появятся свои «Метеоры»?
— Я думаю, что об этом говорить точно можно, но стоимость его очень высока. Это возможно, особенно при появлении лизинговых программ, но все же приобретателем должна быть частная организация, а не государственная. И это нормально, когда частник берет на себя определенные риски. Почти все круизные суда в частной собственности. Если так подумать, то зачем метеор в государственной собственности? Здесь нужен понятный механизм по возмещению затрат, связанных с эксплуатацией этого судна. Возмещать стоимость билетов, закупки топлива, лизинговые платежи. Когда заработает нормальный механизм, связанный с эксплуатацией таких судов, тогда и вопросов не будет, кто будет приобретать.
Здесь не стоит вопрос о том, чтобы государству взять «Метеор». Есть определенные трудности в виде содержания. Команда, например. Тогда она тоже должна быть заведена в какое-то госпредприятие, само судно на баланс поставить. Это не профильный актив для государства и оно не должно заниматься этими вопросами. У государства же нет круизного теплохода. Это лично моя позиция.
— А желающие частники у нас есть?
— Все предприниматели считают деньги. Конечно, он должен понимать, что если он покупает «Метеор» за 500 миллионов, он должен его окупить за определенный период времени. И при этом цена на проезд должна быть такой же, как на автобус, чтобы владелец судна использовал его в качестве средства, которое обеспечивает пассажиропоток.
Я застал то время, когда плавали на «Метеорах» в Криуши, но тогда было полностью государственное управление. У нас от этого ушли. Государство должно создавать условия, чтобы появлялись такие предприниматели, которые будут создавать такой продукт и услуги.
В данном случае, кончено, если бы это был стратегически-необходимый государству объект, и нужно было бы обеспечить пассажиропоток между регионами в отсутствии альтернативы, тогда да. В таком случае частника быть не может, это уже некая социальная функция, а здесь получается, что она несколько развлекательная. И нужно не забывать, что это сезонная история.
— Есть ли планы по ремонту Речного порта?
— Речной порт, конечно, застрял в 90-х. Он был национализирован в 1993. Его собственник очень контактный человек. Всегда идет навстречу. Я не смогу прокомментировать, какие планы у него по благоустройству и ремонту Речного порта, но, по крайней мере, на содержание они средства вкладывают. Сейчас они оформляют весь причальный комплекс. Они же, как частники тоже должны понимать, если они вкладывают средства в фонды, то они должны владеть основными причальными сооружениями.
До этого они были в государственной собственности. Это будет для них являться основанием для вложения собственных денег в эти причальные основания. В планах обновление пирсов, а дальше уже поработаем над тем, чтобы обновить Речной вокзал. Подъезды и спуски — этот вопрос будем задавать администрации города.
Подписывайтесь на «КП – Ульяновск» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте. Читайте нас на Дзен. А если вы стали свидетелем интересного события или хотите предложить тему для статьи – пишите в Telegram по номеру: +7-905-036-32-19.