Премия Рунета-2020
Ульяновск
0°
Boom metrics
Общество23 апреля 2014 14:02

Человек с огнеупорным характером

Уже больше полувека он работает на линии огня
Источник:kp.ru

В управлении МЧС по Ульяновской области Юрия Федоровича Рассадина называют не иначе как «патриархом пожарной охраны». И есть за что. Начав свою пожарную карьеру еще при Хрущеве, он до сих пор на посту, отказавшись почивать на лаврах.

Поводом пообщаться с достойнейшим земляком для нас стали сразу три даты. Во-первых, 13 апреля этому замечательному человеку исполнилось 77 лет. Во-вторых, 17 апреля в советском календаре – День пожарного. И наконец, 30 апреля исполняется 365 лет пожарной охране России - в этот день в 1649 году был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Дитя войны

Когда началась Великая Отечественная, маленькому Юре было всего 4 года. Тем не менее он помнит, как 23 августа 1941 года провожали на фронт отца:

- Удивительно, но я не помню ни слез матери, ни причитаний. Зато как сейчас вижу - на столе в сенях стоит большая тарелка с куриными яйцами, которые мать укладывает в вещевой мешок. После проводов я долго плакал. Мама дала мне большой кусок сахара, с которым я и заснул.

Навсегда впечаталось в память Рассадина и окончание войны. И запомнилось оно не всенародным ликованием, а опять же слезами:

- Девятого мая 1945 года была теплая погода, - вспоминает Юрий Федорович. - О конце войны мы узнали из любимого репродуктора. Мать на радостях испекла нам открытый пирог с картошкой. Уже с утра было много шума. А в 11 часов мама получила телеграмму от отца и заплакала. В тексте значилось: «Еду на восток». Я потом долго еще носил одежду, перешитую из военной формы вернувшегося с фронта отца, но это была уже другая жизнь, веселая…

Главное же, что он вынес из своего военного детства – то, что лишения воспитывают характер куда сильнее, чем достаток.

Думали – шутка, оказалось - призвание

Будучи пацаном он и не помышлял о работе огнеборцем. Разумеется, знал, что существуют пожарные. Однако в детских его мечтах такой перспективы не было. Тем более что перед глазами всегда маячил пример отца, бывшего высококлассным связистом.

Юрий поступил в Ульяновский автомеханический техникум, когда там еще было радиотехническое отделение. Но оно, к сожалению, вскоре было упразднено. И Рассадин перешел на обработку металлов. Спустя какое-то время попал по распределению на знаменитый свердловский «Уралмаш».

А однажды отправился с друзьями на выпуск в местное пожарно-техническое училище, где получали диплом знакомые ребята. Там-то ему кто-то в шутку и сказал: «Чего ты зациклился на своих железных болванках! Иди к нам, в пожарные, у тебя точно получится!». И он, что называется, махнул не глядя, сменив «холодную» обработку металлов на весьма «горячую» профессию.

…Уже в 1959-м, сразу после получения диплома, Рассадина направили в отдел пожарной охраны УВД Ульяновского облисполкома в качестве инспектора Госпожнадзора.

- Что тогда представляла собой пожарная служба? – переспрашивает Рассадин. - Пожарные были в основном практики, часто без специального образования. На предприятиях - две военизированные части, город охраняли четыре команды - вольнонаемные и малочисленные по составу, пожарная техника маломощна, а в районах и вовсе - на конной тяге. Профилактический состав – один-два человека на район. Транспорта в ОПО не было, на пожары натурально бегали на своих двоих! Сегодня такое трудно представить. Тем не менее...

Горячие точки карьеры

В одном из служебных материалов можно увидеть такое: «5 сентября 1969 года утром на кровлю подняли емкость с разогретым битумом, при опускании битум выплеснулся, попал на разогретое дно емкости и загорелся. Кровля воспламенилась, пожар принял угрожающие размеры. Огнетушители и песок не помогли. К счастью, один из рабочих не растерялся: сумел зацепить горящую емкость за три крюка, а крановщик стал плавно поднимать ее. Тушение производили рабочие белым цементом, которого на крыше было достаточно. Горящее месиво успело облить фасад, уже покрытый белоснежным мрамором, потом его вручную очищали».

Мы обратились к этому документу потому, что вечером того упомянутого дня состоялось заседание обкома КПСС, на котором было принято решение… исключить Рассадина из партии. В те времена лишиться партбилета значило если не потерю головы, то наверняка крах карьеры. Но Рассадин неожиданно получил защиту со стороны… комитета государственной безопасности! Спас его Назаров, который в то время руководил КГБ Ульяновской области. Причем вступился не просто «по-дружески», а инициировал тщательное расследование, в результате которого «организация тушения была признана правильной, а состояние безопасности сооружения в целом – удовлетворительным».

***

Не менее памятным для Рассадина является и засушливое лето 1972 года: 8 крупных лесных пожаров бушевало на территории области, и еще десятки мелких возникали ежедневно! Обком партии даже предоставил самолет - для разведки и организации пожаротушения. К примеру, на малой родине Юрия Федоровича - в Кузоватовском районе - верховой лесной пожар пошел на железнодорожное полотно фронтом почти в 10 километров. Для тушения привлекались… танки, которые «клали» мелколесье, создавая защитную полосу. Апогеем же стал грандиозный пожар в парке 40-летия ВЛКСМ в Ульяновске, произошедший 28 августа. Огнем была охвачена большая площадь мелколесья. Для ликвидации привлекали курсантов военных училищ.

Так Юрий Федорович получил боевое крещение как руководитель. Именно тогда он был награжден медалью «За отвагу на пожаре».

***

1978 год. Конец декабря. Из-за конструктивных недоработок в условиях низких температур при сильном ветре на ТЭЦ-1, которая обслуживала Засвияжский и частично Ленинский районы, вышли из строя питательные насосы. Встали котлы, вышло из строя электрооборудование станции. Для ликвидации аварии был поднят по тревоге весь пожарный гарнизон. В течение четырех суток более десятка машин работали на откачке воды. Когда казалось, что многое сделано, разорвало сетевой коллектор, и вода стала затапливать нижние отметки станции, где было сосредоточено электрооборудование. Неимоверными усилиями удалось спасти станцию. Таким образом, пожарные не дали Ульяновску… замерзнуть.

***

Не менее «жарким» выдалось 7 марта 1988 года, когда горели бытовки на ДААЗе. Пожар «сожрал» 16344 квадратных метра одной только кровли. А на площади в 700 квадратов разрушились металлоконструкции. И - как это водилось - советские партийные органы во всем обвинили пожарных. И лишь московские комиссии и прибывший на место события собкор газеты «Известия» обнародовали свое мнение: «работа пожарной охраны признана удовлетворительной».

Все вышесказанное свидетельствует о том, что работа пожарных опасна не только взаимодействием с открытым пламенем и удушливым дымом, но и подвержена не менее «ядовитому» мнению твердолобых «экспертов» от власти.

Вместо послесловия

За более чем 50 лет работы в пожарной охране Рассадину довелось сполна испытать все «прелести» работы. Понятное дело, что мы не собирались подсчитывать следы от ожогов на его теле. А было их, думается, немало. Кстати, сам он полагает, что безопасность пожарного зависит не только и не столько от его сноровки, сколько от теоретических знаний. «Может, поэтому, - говорит он, - в настоящее время и не хватает офицерского состава, в то время как из желающих стать рядовыми бойцами существует очередь из нескольких сотен человек».

Но как бы то ни было, главным результатом своей работы Рассадин считает создание боевого сплоченного коллектива единомышленников. Уходя в отставку в ноябре 1996 года, Юрий Федорович признался: «Я глубоко признателен всем, кто со мной шел рядом по большой жизни. Я влюблен в свой рядовой состав, с кем ходил не одну сотню раз в связке на тушение пожаров. Было все - и хорошее, и плохое. Но самое главное - понимание долга».

Досье «КП»

Рассадин Юрий Федорович родился в 1937 году в рабочем поселке Кузоватово Ульяновской области. Прошел службу от инспектора государственного пожарного надзора Чердаклинского района до начальника Управления Государственной противопожарной службы УВД Ульяновского облисполкома.

Под его руководством и непосредственном личном участии были разработаны и реализованы мероприятия по обеспечению пожарной охраны строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений Ленинского мемориала, гостиницы «Венец», пединститута, Дворца профсоюзов, торгового центра «Универмаг», нового здания средней школы №1 и высотной части Центрального дома быта.

Руководил также созданием объектовых пожарных подразделений на крупных предприятиях города Ульяновска: Ульяновский механический завод, моторный завод, заводы «Автозапчасть», «Искра», «Комета», «УЗТС», «Радиоламповый завод».

Под руководством Рассадина в 1970-1996 годах в Ульяновске и районных центрах области построено порядка 30 зданий пожарных депо, введен в эксплуатацию комплекс по ремонту пожарной техники. Созданные объекты и материально-техническая база в 2002 году были переданы в ведение МЧС России.

С 2007 года по настоящее время Юрий Федорович активно занимается исследовательской работой по истории становления службы пожарной охраны в области, совмещая ее с общественной деятельностью в совете ветеранов Главного управления МЧС России по области.

Награды и звания: