Пережить трагедию детям помогут только взрослые, которым ребенок доверяет.
Фото: УКЛАДОВ Егор
Трагедия в Вешкайме не оставила равнодушным никого. По-особенному ее переживают родители. Первые мысли и реакции многих мам и пап – это бросить водить своих детей в садики. Хотя бы временно, пока события переживаются, а страхи за жизни малышей слишком велики.
«КП – Ульяновск» рассказывает, почему важно продолжить жить обычной жизнью, не бояться водить детей в сады и как пережить трагедию в Вешкайме.
- Когда в нашей жизни происходят обстоятельства непреодолимой силы, нарушающие нашу веру в то, что жизнь устойчива, понятна и предсказуема, это всегда стресс. Он выбивает почву из-под ног. И это нормально, что нам после таких событий ненормально, - уверена замдиректора по реабилитационной работе центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья», психолог Светлана Макарова. – Мы живые, и именно поэтому реагируем, поэтому нам сейчас плохо, грустно, страшно, непонятно… И это тоже нормально. На эти чувства нужно обращать внимание, давать им возможность быть прожитыми, принятыми и отреагированными.
Не так давно мы уже сталкивались с ситуациями, нарушающими мир и покой.
Та же пандемия, или истории, аналогичные вешкаймской, но произошедшие в других городах – например, в Казани.
Психолог уверена: наша психика страдает, но она уже имеет опыт выживания в таких травмирующих ситуациях.
- В пандемию мы делали все для того, чтобы выживать в этой жизни – носили маски, ограничивали общение, чаще обрабатывали руки. Сейчас происходит то же самое – снова нужно приложить все силы, чтобы справиться, - объясняет Светлана Макарова.
Страшные события делят жизнь на «до» и «после», поэтому нужно постараться реально оценить ситуацию, сделать выводы, понять, что можем изменить и предпринять все, чтобы это не повторялось – позаботиться о себе и ребенке.
- Нужно понимать, что в решения должны быть ради выживания в мире, а не бегстве от него, - говорит психолог.
А вдруг в этот детский сад, эту школу или поликлинику придет еще кто-то? Но многие родители не могут бросить сады. Зато могут что-то в них контролировать – проверить охрану, тревожную кнопку, закрываются ли там двери и калитки… То есть взять под контроль то, на что родитель может повлиять.
- Второй момент – жизнь должна продолжаться. Вы не можете изменить ситуацию и предотвратить все, но точно можете продолжить жить и делать привычные вещи – вставать по утрам, готовить завтрак, умывать-одевать ребенка, вести его на учебу... Скажите себе: «Я буду делать все, что могу в этой жизни, чтобы сегодня мы с моим ребенком были живы и здоровы» - рекомендует психолог.
Сохранить привычный формат существования, вести обычную жизнь – это одна из важных рекомендаций от специалиста.
Как правило, острые стрессовые реакции не длятся долго – день, два, три или чуть больше. В этот момент можно сделать щадящий режим для себя и чада, но потом все должно вернуться в привычное русло, и ребенку важно пойти в сад, школу.
- Потому что если на стресс наложится еще и смена привычных вещей, тогда этот стресс закрепляется. Например, если ребенок ходил в сад, но вдруг теперь бабушка стала сидеть с ним или ребенка переводят на домашнее обучение. Тогда жизнь ломается еще круче, - считает Светлана Макарова.
Реакция на события в виде страха, паники, агрессии – нормальны и в большинстве случаев краткосрочны. Если необходимо, нужно дать себе какое-то время все пережить. И лучше не делать этого в одиночестве.
- Важно иметь рядом социальное окружение, чтобы было, с кем обсудить, поплакать, что-то сделать – это обязательно и для взрослых, и для детей. Ребенку поможет пережить травму, например, мама, с которой он будет в контакте. Она – его главный спасательный круг. Если мама сохраняет свою психику здоровой, значит, ребенок выживет в этих безумных условиях. Потому что тогда его мир не рухнул, - говорит Светлана Макарова.
Если накрывают эмоции – дайте им выйти. А способов снять чувство безнадежности и стресса много. Для взрослого это может быть работа, творчество, общение. Для ребенка – телесный контакт, подвижные игры, рисование. Чаще обнимайте ребенка. Создавайте ему ситуацию безопасности после события, которое психологически травмировало дочь или сына.
Если ребенок боится собак – не ходите мимо них. Если ему страшно засыпать в темноте или одному – оставьте свет включенным и будьте рядом. Нельзя допускать, чтобы у ребенка снова возникла стрессовая ситуация, поскольку один стресс накладывается на другой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Они уязвимы больше всего»: ульяновской психолог рассказала, почему дети пьющих родителей могут быть опасны. Журналист «КП – Ульяновск» спросила замдиректора по реабилитационной работе центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Светлану Макарову, может ли пьянство родителей повлиять на психику человека (подробности)
«Расстреливал спящих детей в кроватках»: вся правда о стрельбе в детском саду под Ульяновском. Корреспондент «КП – Ульяновск» рассказывает, что происходило в поселке Вешкайме в день стрельбы в детсаду (подробности)
«Охотник и честный мужик»: что известно об Александре Дронине, которого убили во время стрельбы в Вешкайме под Ульяновском. Соседи рассказали про Александра Дронина, ставшего первой жертвой «детсадовского убийцы» из Вешкаймы (подробности)
Целился в шею и в голову: как происходила стрельба в детском саду в Вешкайме под Ульяновском. Стала известна точная хронология событий 26 апреля в детском саду в Вешкайме (подробности)